Константин КОРЕЦКИЙ: эссе для творческого конкурса студенческих работ
03 декабря 2024
Мои откровения
С какой целью вы ходите сегодня в театр?
Для меня это возможность оказаться в другом мире, за полтора - три часа пережить впечатления несоизмеримо большие, требующие для возникновения в обычной жизни порой нескольких лет, а то и всей жизни. Так же есть в моем теле какие-то струны, находящиеся, как это ни пафосно, где-то рядом с сердцем, которые иногда неожиданно, но очень звонко, срабатывают: то при виде несправедливости, чужого горя, то при воспоминании каких-то очень важных для меня в прошлом событий и др. И вот эти сильные эмоции для меня особенно ценны. Но в не театральной жизни они возникают очень редко. А театр обладает возможностью, предварительно зафиксировав этот момент, в который эти эмоции зарождаются, воссоздать требуемые условия на сцене. И тогда, если все проделано правильно, внутренние механизмы срабатывают и эти драгоценные эмоции возникают.. И не важно, что они созданы якобы искусственно, в условном мире - чувствуя их, чувствуешь так же, что становишься лучше, чище. Помимо описанных выше эмоций, так же в театре я нахожу и пищу для размышлений. Театр хороший союзник в процессе самоидентификации, занимая внешнюю позицию, воспринимая сцену, как зеркало, странное зеркало "отражающее" мир по своим правилам, и с другой стороны используя свой личный опыт - ты начинаешь приближаться к некоему условному знанию, лежащему вне поля вопросов и ответов, к "пониманию". И третий слой моих ожиданий, он же и главный - это ритуальный характер театра, понимание того, что я являюсь свидетелем всего, что происходит, подлинность с одной стороны и явная условность с другой - абсурд, переводящий мое сознание на внематериальный, экзистенциональный уровень.
И это одно из тех явлений, которое утверждает мое внеживотное существование.
Нужен ли молодежи - Молодежный театр?
Я бы для себя разделил этот вопрос на 3 подпункта: 1) что нужно самой молодежи? 2) социальная функция театра и политика развития нашего общества? 3) что, как мне кажется, помогло бы молодежи в их "развитии" (исходя из моих приоритетов). Далее я хотел бы рассмотреть первый и третий пункты, т.к. второй - самый масштабный, требует отдельной большой исследовательской работы, а здесь я формулирую лишь свое личное отношение к данному вопросу.
Молодежь особенно сильно зависит от внешнего, общественного мнения (причем все той же молодежи). Большей части ее не нужна "учеба", желание развиваться вытеснено желанием отдохнуть и получить удовольствие, система приоритетов выстроена с акцентом на "здесь и сейчас", терпение дается очень тяжело. В этот период развития человек особенно подвержен инстинктам, ведущим к удовлетворению чувственных, физических желаний. Этому большинству театр-учитель, театр, заставляющий задумываться, не нужен. Вообще попытки "задумываться" вредят, мешают им вести тот бесбашенный, часто беспринципный образ жизни. Вопросы, мучавшие их в детстве, о смысле жизни, жизни после смерти, справедливости и т.д. спрятаны на чердаке и слой пыли все больше и больше прячет от их взора эту затертую коробку. Походы в театр связаны лишь с тем, что "девочки на это ведутся", девочки же эти ведутся, т.к. там "очень романтично" - для них романтика часто является единственным наполнением театра. Нет, им ТЕАТР не нужен.. Был бы он хотя бы моден - они бы задумались, но сейчас - нет. Им нужен телевизор и улица.
Есть конечно и другая молодежь, которая в детстве не рассталась с теми вопросами, а наоборот приобрела новые. И эти вопросы, точнее попытки найти ответы не позволяют им разбрасываться временем, они все время в поиске и этот поиск часто уносит их за пределы нашего чисто физического существования.. Вот им ТЕАТР просто необходим - для них он может стать тем порталом, ведущим … Я не могу объяснить словами куда он ведет - но я чувствую, что нам именно туда.. Есть конечно же множество промежуточных состояний - им театр полезен.
Я себя отношу ближе к тем, кому театр необходим, для меня очень важны мои вопросы, стремление постоянно развиваться. Но тут я встречаюсь с внутренним противоречием - с одной стороны я понимаю, что мои взгляды и система ценностей не обязаны быть универсальными и единственно верными, но, почему-то, при этом я искренне верю, что это так, что если бы все разделяли их - не было бы ни войн, ни извращений, и на земле бы царила гармония. И эта моя вера говорит мне, что и первым тоже необходим ТЕАТР, им нужно помочь - стереть пыль, напомнить о том, что в них уже есть. Созвучно Сократу я тоже верю, что зло - лишь от нехватки знаний. Знаний не обязательно понимаемых в виде дат, цифр и утверждений, но в первую очередь осознанных переживаний.
Каким должен быть репертуар Молодежного театра?
В первую очередь должен поднимать вопросы, волнующие молодежь. И в первую очередь делать это должна сама молодежь, у нас не должно возникать ощущение нравоучения, наоборот должно создаваться пространство, сотканное из доверия, где предельно искренне будут обсуждаться волнующие нас вопросы. При этом все это конечно не отменяет использование театральных приемов. До сих пор не могу забыть увиденный мною два года назад спектакль мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе - "Страх и трепет", поставленный Евгением Каменьковичем со студентами второго курса. Высокий уровень театральной условности и при этом очень близкие, по крайней мере мне, проблемы, поднимаемые моими ровесниками на сцене - этот спектакль попал в меня, и там и остался. И идя в "Молодежный театр" я хочу почувствовать, что я не одинок в своих проблемах, заботах и переживаниях, понять себя, а порой и простить.
Если говорить о форме - вкусы людей различны. Кто-то лучше воспринимает на эмоциональном уровне, кто-то пытается логически все осмыслить. Кому-то сейчас нужна комедия, кому-то наоборот, жанр "посерьезней". Разнообразие подходов, приемов, техник - творческий поиск - вот, по-моему, ключ к успеху.
А, может быть, одних спектаклей недостаточно?
Для достижения большего результата, конечно одних спектаклей не достаточно - одна голова хорошо, а две лучше. Очень полезно обсудить свои впечатления, поделиться своими мыслями - когда проговариваешь мысли появляется ясность, так же выслушав чужие мысли и наблюдения - возможно изменятся и твои. Т.е. идея организовать такие пространства - зоны со стульями и диванами выстроенными по кругу, где желающие после спектакля могли бы задержаться и обсудить увиденное. При этом от театра выделяется один человек в качестве модератора.
Новые формы театрального искусства , например интерактивное театральное действие, где зритель занимает активную позицию, принимает непосредственное участие. Молодость испытывает особую страсть ко всему новому, доселе не известному - потому в МТ должна быть доля футуризма.
Также важной составляющей Молодежного театра должна являться работа со студенческими театрами, молодежными театральными студиями. Большинство из них не имеют необходимой сцены - один фиксированный день в неделе МТ мог бы предоставлять площадку студенческим театрам - они бы по очереди имели возможность выступать на полноценной сцене - а это очень важно. При этом Молодежный театр оставлял бы за собой право накладывать ограничение на выбор материала и качество (например, его актуальность). Так же очень важным оказалось бы проведение студенческих театральных фестивалей, регулярных семинаров, мастер-классов и т.д. Это бы очень стимулировало творческую работу студенческих театров, которые от нехватки мотивации все чаще превращаются просто в клубы по интересам.
Какой должна быть жизнь вокруг и внутри театра, чтобы вы захотели сделать Театр частью своей жизни?
Театр уже стал неотъемлемой частью моей жизни.. Как культуролог в другой своей версии данной работы я постарался сделать предположение о том, что мешает театру стать популярным среди молодежи, и что нужно сделать Молодежному театру, чтобы эту популярность получить.
Театр нашего будущего:
Для меня будущее театра в следующем: сохранение лучших традиций театра-храма-дома и лаборатории, техническая модернизация (умеренная), переход к преимущественно средней и малой форме, позволяющей максимально контролировать зал. Так же, где актеры получают нормальную зарплату и потому полностью могут отдаться профессии. И при этом все это освещается в СМИ - формируя достойное отношение к театру. А так же где воцарение взаимопонимание между драматургом, режиссером и современностью.
Корецкий Константин Владимирович,
Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ),
кафедра "Истории Искусства", специализация - "Культурология ХХ века",
магистрант 2-го года обучения