Наталья Шумилкина и Татьяна Матюхова на занятии Театроведческой секции

В апреле нынешнего года в РАМТе прошло очередное занятие Театроведческой секции, посвященное премьерному спектаклю "Ксения Петербургская" по пьесе молодого, безвременно ушедшего из жизни драматурга Вадима Леванова.

На предыдущем занятии участники Театроведческой секции обсуждали пьесу, сейчас же они подготовили ответы на вопросы по пьесе и спектаклю, а также задали свои вопросы гостям встречи, режиссеру Наталье ШУМИЛКИНОЙ и исполнительнице главной роли заслуженной артистке России Татьяне МАТЮХОВОЙ.

Спектакль получился столь необычным и уникальным, что вызвал к себе живой интерес зрителей, и, в первую очередь, конечно же, постоянных зрителей РАМТа. Так что вопросов к создателям спектакля было много. Вот лишь некоторые из них: "Не страшно ли было браться за такую пьесу, ведь "Жития святых" не очень принято ставить на театральной сцене? ", "Как нашли автора и пьесу?", "Как долго зрел в душе и вынашивался замысел этого спектакля?", "Пьесу брали с ориентацией на определенных актеров или пробовались разные актеры?", "Повлияла ли на концепцию спектакля личность актрисы, исполняющей главную роль?", "Как и почему пришла идея постановки жития через скоморохов? Было ли задумано изначально такое решение или оно родилось в процессе работы над спектаклем?", "Есть ли разница между перевоплощением и преображением?", "Как проходил репетиционный процесс? Что было самым сложным в работе над образом Ксении?", "Что вы открыли в себе и для себя в ходе работы над образом русской святой?", "Как вы думаете, спектакль воспримут только верующие люди или его смогут понять и принять люди, далекие от Бога, атеисты и не воцерковленные?", "Как вы думаете, если бы сегодня на улицах Москвы появилась подобная блаженная, как бы сложилась ее судьба?"

Было очень интересно узнать об истории создания спектакля. В частности, о том, что заслуженная артистка России Татьяна Матюхова, исполнительница роли Ксении Петербургской, и народный артист России Алексей Блохин, исполнитель роли Агасфера (обобщенного образа мирового зла), противостоящего Ксении, предполагались изначально. И о том, как появились в проекте другие актеры, партнеры Татьяны и Алексея, кого мы видим на сцене рядом с ними сегодня. И о том, что Татьяна Матюхова почти год не решалась принять предложение режиссера и приступить к работе над столь сложным и необычным образом. И о том, что работа над спектаклем велась долгие три года, и как за это время изменился его рисунок: от истории, рассказанной в духе реалистического психологического театра, до истории, разыгранной бродячей труппой скоморохов, этакого "театра в театре". В результате, здесь, с одной стороны, имеет место определенная отстраненность, дистанция по отношению к житию святой Ксении, а с другой - такой рассказ более органичен и для театра, и для зрителя, который с большим интересом воспринимает разворачивающееся перед ним внешнее действие, в то же время наполненное глубоким драматизмом и разного рода ярко и иногда гротескно представленными испытаниями и искушениями главной героини.

Один из самых острых вопросов, вокруг которого развернулась дискуссия после знакомства с пьесой, предполагает ли история святой исключительно изложение документальных и исторических фактов, не кощунственен ли вымысел, или святой - своего рода народный герой, и его имя неизбежно обрастает некими легендами, когда трудно оторвать реальное от вымышленного. Да и нужно ли? Ведь суть от этого не меняется.

История жизни святой, рассказанная столь театрально, все поставила на свои места. Такой спектакль, в принципе, не предполагает точной исторической достоверности, а события, разыгранные перед нами бродячими актерами: встреча Ксении с разбойниками, диалоги с любовницей мужа, со спившимся и потерявшим себя поэтом, с кликушей Марфой, с Агасфером и, в конце концов, с умершим без покаяния мужем, представшим перед ней в видении, - несут в себе характер притчи и помогают всестороннему раскрытию и постижению образа главной героини. С тем, чтобы зритель вместе с ней совершил этот мучительный путь, а значит, и преображение, и постиг истинное воплощение веры через высочайшую любовь к людям. Через всепрощение. И даже самоотречение, своего рода духовный подвиг, когда речь идет о спасении души любимого человека.

Обо всем этом мы и говорили с нашими гостями на встрече. Беседа получилась очень живой, острой, непосредственной и по-настоящему интересной.

Мы очень рады, что сегодня наш театр говорит со зрителями об очень серьезных вещах. Может быть, о самом главном, ради чего мы живем. Мы от всей души желаем спектаклю "Ксения Петербургская" счастливой творческой жизни и благодарного зрителя.

Надежда Пушкина
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.