Обсуждение спектакля "Думайте о нас" на занятии Театроведческой секции

Почему спектакль имеет такое название?

- Потому что сам спектакль о нас, в принципе.
- Потому что есть такой мир, о котором никогда не надо забывать.
- Название подошло бы вообще к любому спектаклю.
- В названии есть некоторое обращение к вере, что есть не только этот мир, но и другой. И об этом надо задуматься.
- "Думайте о нас" - это не о ком-то конкретно. Это призыв подумать, что есть выбор, что есть другой мир и люди, что есть мир фантазии, а есть мир реальности. "Думайте о нас" значит - не забывайте, что это все есть в вашей жизни. В конце спектакля нас окутывают длинным шарфом, показывая, что мы все едины, что у нас есть что-то общее. Подумайте об этом, не отключайте голову!

Эпитеты, описывающие мир Ивана Петровича:

Занудный, рациональный, предсказуемый, раздражающий, правильный, скучный, унылый, прагматичный, практичный, реалистичный.

- Можно я возражу немного? Я не могу сказать, что мир Ивана Петровича на сто процентов скучный. Он правильный, просто очень правильный. Это как расписание - родился 5 октября, женился 10 октября, развелся 8 января, женился во второй раз - родил первого ребенка, второго, через 65 лет умер. Все вот так вот. Наверное, кому-то так проще. Кому-то точно надо знать, что будет дальше. Я вот не могу себе написать план на неделю - все время возникают какие-то непредвиденные ситуации. Я ничего не могу сделать так, как запланировала. А есть люди, которые без этого жить не могут. Иван Петрович - он такой. Я бы его охарактеризовала как упорядоченного.

- А разве предсказуемость не скучна?

- Минуточку! А постоянная непредсказуемость?

- Это прекрасно!

- Нууууу…

-Тогда ответьте вот на какой вопрос. В ком из вас полностью отсутствует Иван Петрович? Кто про себя может такое сказать?

Сознается один человек из пятнадцати.

- В каждом из нас, наверное, есть мир скучный, но в какой-то момент жизни нам необходима некоторая определенность, надежность и предсказуемость. Такие моменты есть, наверное, у каждого.

Эпитеты, описывающие мир Его Величества:

Непредсказуемый, изменчивый, нелогичный, волшебный, нереальный, фантазийный, алогичный, здесь все в одном, глючный (нам тоже не очень нравится это слово, оно обозначает что-то, что не поддается нашему пониманию), светлый, дружелюбный, безумный, сумбурный, мирный.

- Тоже мне дружелюбный!

- У нас эта версия родилась оттого, что жители волшебного мира в принципе очень светлые. И если не приходить к ним с мечом и не размахивать топором, то все будет мирно и хорошо.

- Как только Иван Петрович обнаружил свою непохожесть на Его Величество, тот потребовал отрубить ему голову. Это ли дружелюбие ?

- Но Иван Петрович пришел как раз не с миром.

- Вот Марию, приняли же нормально, потому что она сама была, как будто из мира Его Величества. А Иван Петрович начал свои законы пропагандировать. Представьте на секунду, что придет вот такой человек в ваш дом и начнет выступать - вот это не так и то не так, это мне не нравится - снять, а вот то повесить !.. Так вы же его прогоните сразу же. Мир Его Величества дружелюбен к тем, кто пришел с миром, а не с войной. Вот и все.

- И все же я бы не хотела существовать в этом мире. Мне было бы некомфортно. Может быть, я не достаточно иррациональна, чтобы на этой почве стоять уверенно.

- Для каждого человека есть своя золотая середина, которой ему комфортно придерживаться. Ближе к одному или другому полюсу…

- Не случайно спектакль называется «Думайте о нас». Живите в своем мире, но не забывайте, что у вас есть что-то и от нас.

- Каждый человек мечтает о чем-то хорошем. А все мечты - они же вот оттуда, из мира Его Величества

- Ну, конечно. Если мир Ивана Петровича - это мир реальный, то мир Его Величества - фантазийный, ирреальный. Нет, наверное, таких людей, которые живут без фантазии.

- Ну почему же? Наверняка есть.
.
- И мечты тоже разные. Кто-то о холодильнике мечтает…
.
- Есть мечты, и есть планы. И одно может переходить в другое.

- Наверное, когда планы пересекаются с мечтами, то и возникает та работа, которая приносит счастье.

К какому театру можно отнести спектакль "Думайте нас": "театру представления", "переживания" или "абсурда"?

- К театру абсурда. Это на поверхности.

- Я думаю, что театр переживания здесь тоже есть.

- Чего-чего, а "переживания", мне думается, там мало. Скорей всего, это театр представления с элементами абсурда. А, может быть, театр абсурда с элементами театра представления?..

- Я думаю, что там и переживание точно есть. Все-таки актеры по Станиславскому работают: выстраивают психологический внутренний рисунок роли и четко следуют этому рисунку. Мне кажется, даже "абсурдистские" пьесы начинают звучать, если изнутри они выстроены по системе Станиславского. Ведь отсутствие логики психологически можно выстроить очень четко.

- Здесь не нужно путать спектакль в целом и систему существования актеров. Это разные вещи. Актер может готовить роль по системе Станиславского, а режиссер работать в духе театра абсурда.

- Какие роли наиболее точно выстроены по внутренней линии?

- Роль Марии выстроена актрисой в соответствии с "театром переживания". Хотя она и из другого мира, но любит сына Его Величества искренне и по-настоящему, хочет быть с ним всегда и всюду. В общем, любовь - это, конечно же, не "театр представления".

- Где здесь театр абсурда? В чем и каким образом он выражен? Каким образом сценограф и режиссер подчеркивают элементы театра абсурда?

-. Все предметы, которые есть в мире Его величества - все неправильные. Рояль, дерево, ванна... Сценография спектакля вся парадоксальна и абсурдна.

- Появление каждой из фей противоречит всякой логике и всегда неожиданно.. Мы ожидаем одного, а она появляется совершенно неожиданно, по-другому.

- Мне очень понравилось дерево. На нем можно сидеть, на него намотан шарф, из него постоянно кто-то выходит.

- Все предметы в мире Его Величества не только несут привычную нам функцию, но и какие-то другие, неожиданные для зрителей.

- У стражников копье одновременно является удочкой. Играют на балалайке, а слышится гармошка. И таких моментов очень много, они буквально "разбросаны" по спектаклю. И именно благодаря им подчеркиваются абсурдность, непредсказуемость и парадоксальность "фантазийного мира"...

Почему Мария избирает этот мир?

- Потому что она молодая и не успела еще обыванпетровичиться. Ее душа еще открыта к восприятию чего-то чудесного, волшебного. Ей хочется чего-то необычного, непредсказуемого. И нематериального. Она готова была к столь неожиданной встрече, потому что всегда чувствовала, что ест что-то, кроме этого обычного мира.

- И вот это чудесное ее не удивляет, в отличие от Ивана Петровича.

- Она почти ребенок, у нее хи-хи и ха-ха еще только на уме. Она абсолютно несерьезная и очень романтическая натура.

- Она выбирает этот мир, потому что у нее любимый из этого мира.

- Но, похоже, что у нее и в другом мире тоже есть жених?..

- Нет, он был. Был до этой встречи. Разве неясно?

Как вам кажется, кто самый свободный человек в этом спектакле?

- Мария, конечно.

- Мне кажется, что тут нет абсолютно свободных людей. И Мария несвободна. Она бежит в мир Его Величества, потому что несвободна в своем мире. Там у нее жених, которого она, может быть, не любит. А здесь у нее возможность чудная поиграть в мире фантазий.

- Для меня самый свободный - Шут Его Величества, потому что он, в какой-то мере, знает цену и тому миру, и другому. Он позволяет себе посмеяться над теми и над другими. То есть, в принципе, у него есть саркастическое отношение ко всем и ко всему и точное понимание того и другого.

- Свободным может быть только тот человек, который уже "побывал канделябром". А Мария еще никем не побывала. Она только первые шаги делает в этой жизни к свободе.

Мир Его Величества провозгласил свободу. В какой мере жители этого мира свободны?

- Не очень-то они и свободны.

- Их заставляют быть свободными насильно. Разве это свобода?

- У них еще есть фиксированные ритуалы, которые нужно исполнять в определенное время. Это тоже ограничивает свободу.

Хотели бы вы в этом мире существовать?

- Погостить.

А может ли человек в обществе быть абсолютно свободен?

- Свобода - познанная необходимость.

- Если не очень здоров, то да.

- Понятие свободы очень относительно. Для кого-то это свобода выбора. А Герцен, например, говорил: что если ты не сидишь в тюрьме, то ты свободен. Но вот мы не сидим в тюрьме, но все равно не считаем себя абсолютно свободными. Что нам в этом мешает?

- Общество, обязательства, которые оно на нас налагает, закон, мораль, этикет. Я не могу сейчас начать прыгать. Только в определенном состоянии, да?

- У Достоевского есть такое понятие - "вседозволенность". Это когда "все дозволено". И это и есть то самое страшное, что может случиться с обществом. Именно из "вседозволенности" вырастают хаос и полное отсутствие каких-либо нравственных начал.

- В обществе очень проблематичен вопрос свободы, потому что там, где один человек свободен, другой - несвободен. И то, что для одного человека свобода, для другого - нарушение его прав и его свободы.

Что случилось с волшебным миром, когда из него вместе с Марией и Сыном Его Величества ушли Фея Погоды и Фея Счастья?

- Я думаю, ничего не случилось. Его величество новые правила установил, и все у них наладилось.

- А я думаю, они исчезли, пожертвовав собой ради счастья детей. Поэтому я и говорю, что они милосердные.

- Я думаю, эти феи им не так уж были нужны.

- Как это? Без этого чуда они ведь не могут существовать: их занесет снегом.

- Но ведь и у фей все не очень хорошо получалось. И не всегда их волшебство срабатывало.

- И все же жаль будет, если они исчезнут. Как без них ?

Как вам кажется, кому будет наиболее близок и понятен этот спектакль, детям, подросткам, взрослым людям?

- Мне кажется, его могут смотреть все. Ребенок, конечно, глубинного смысла не поймет, но ему понравятся игровые моменты.

- Мои знакомые привели пожилую пару на этот спектакль. Они почему-то не смогли смотреть и ушли после первого акта.

- А я слышала после окончания спектакля весьма интересный разговор. Одна девушка говорит своей подруге, что она никак не может выбрать между двумя молодыми людьми, с которыми встречается. Сегодня она была на спектакле с одним из них, в следующий раз придет с другим. Реакция на спектакль того и другого поможет, как ей кажется, сделать правильный выбор. Как вам кажется, почему именно этот спектакль она выбрала арбитром для того, чтобы понять своих молодых людей?.

- Богатыревский спектакль получился как лакмусовая бумажка. Если человек поймет, о чем он, то можно с ним строить серьезные отношения.

- Мне кажется, это очень нестандартный спектакль. На него невозможно отреагировать формально. И за этой формальной реакцией спрятаться. Поэтому и проявляются истинные взгляды человека.
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.