Обсуждение спектакля "Как я стал идиотом" на занятии Театроведческой секции
03 декабря 2024
Мартовское занятие театроведческой секции было посвящено вышедшему совсем недавно спектаклю Владимира БОГАТЫРЕВА "Как я стал идиотом", поставленному по одноименному роману молодого французского писателя Мартена Пажа.
Эта история о том, как юный Антуан, умудрившийся за свою двадцатипятилетнюю жизнь получить несколько дипломов и даже написать диссертацию, решает прервать мыслительный процесс, бесконечно совершающийся в его голове. Проще говоря - забыться. Для этого он прибегает к самым разнообразным методам - пытается напиться, изучает методы самоубийства. Однако оказалось, что наиболее эффективно одурманивает голову шопинг, еда в ресторане быстрого питания и посещение фитнес-клуба, то есть - интеграция в группу офисного планктона, обитающего в условиях общества потребления.
Участникам театроведческой секции было предложено поразмышлять об этом спектакле с позиции автора романа, режиссера спектакля и его главного героя. Это было непросто. Автобиографичность истории вызвала споры. Одни утверждали, что неудачник-герой не имеет ничего общего с успешным и финансово независимым автором. Другие не соглашались и предполагали, что самому Пажу, поменявшему в университете не одну специализацию, работавшему, где придется, пока его энный роман не увидел свет, эта история должна бы быть действительно близка. Причины, заставившие Антуана совершить, по выражению режиссера, "путешествие в глупость", также не встретили единообразия трактовки. По мнению части участников, Антуан просто устал думать. Его рефлексия сделалась неимоверно мучительной и стала мешать ему совершать самые обычные действия. Для других - поступок героя всего лишь очередная проба чего-то новенького. Можно еще один мертвый язык выучить, а можно попробовать заработать много денег и спустить их на ненужные вещи - адреналин не привыкшему к роскоши интеллектуалу обеспечен. Третьи решили, что Антуан переживает кризис вчерашнего выпускника университета, которому некуда применить полученные им уникальные и специфичные знания. Как такому не предаться меланхолии! А тут уж и идиотом стать захочешь, лишь бы снова почувствовать счастье.
А вот с чем все участники театроведческой секции согласились, так это с тем, что режиссеру и актерам великолепно удались несколько фарсовых, шаржевых сцен. Это самые сильные и важные моменты спектакля. Как мне кажется, да и не только мне: нет ничего более пошлого, чем разговаривать на темы мирового устройства с серьезным и патетическим лицом. Владимиру Богатыреву удалось этого счастливо избежать. Зритель на спектакле "Как стать идиотом" до слез хохочет над остроумными скетчами. И при этом незаметно проникается иронией к человеческой массе (а порой и к себе, любимому), наблюдая со стороны как посетители узнаваемого ресторанчика с быстрой едой тщательно и важно разжевывают бургеры, а потом сгоняют накопленный жир и выковывают свою внешнюю состоятельность под копирку в спортивном зале фитнес-клуба, как с азартом, достойным лучшего применения, заполняют квартиры ненужным хламом.
Размышления театроведов-любителей в конечном итоге вышли за рамки спектакля и переместились в область личную. Мы их приводить здесь не будем, ввиду ограниченности пространства сообщения, но ведь это чрезвычайно важно, когда спектакль помогает обратиться к личному жизненному опыту, поразмышлять о себе и тех, с кем столкнула жизнь. Одно из назначений театра, и данного спектакля, в частности, как мне кажется, запустить цепочку рефлексии и, тем самым, еще больше утвердить полное фиаско замысла Антуана.
Мария Рузина