Спектакль "Таня" с обсуждением
03 декабря 2024
25 апреля 2009 в РАМТе прошло обсуждение после просмотра спектакля "Таня".
Участники встречи:
Режиссер Александр ПОНОМАРЕВ, артисты Дарья СЕМЕНОВА, Александр ПАХОМОВ, Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, Нелли УВАРОВА.
Ведущий: Пьеса, поставленная в нашем театре, - первый вариант "Тани", написанный Арбузовым в 1937 году. Александр, почему именно этот вариант пьесы Вы выбрали для постановки?
Александр Пономарев: Пьеса случайно попала мне в руки, она нетипична по жанру и по стилистике для меня. До этого я подобного рода пьес не ставил, а много занимался традицией начала прошлого века, так называемым русским авангардом, Велимиром Хлебниковым, ОБЭРИУтами. На этой сцене шел мой спектакль по футуристической повести Алексея Крученых "Победа над солнцем". Но с традиционной советской драматургией мне не приходилось сталкиваться.
И вдруг, когда я в очередной раз искал пьесу для постановки в читальном зале библиотеки СТД, мне попалась эта пьеса 1938 года издания. Я ее стал читать, и она меня увлекла. Я знал прекрасно, что эта пьеса легендарная: был телеспектакль Анатолия Эфроса, еще в 1938 году этот спектакль начала играть легендарная Мария Бабанова, потом ее играла Алиса Фрейндлих, Ольга Яковлева. Но надо сказать, что только Бабанова играла и первый, и второй варианты пьесы, потому что в 1947 году Арбузов пьесу переписал, что-то поменял и именно со вторым вариантом я, как и большинство, был знаком.
В первом варианте "Тани" я почувствовал молодость драматурга (ему было тогда под 30), романтику этой пьесы. Несмотря на то, что действие происходит в очень тяжелые для страны годы, вся эта тяжесть чувствуется подспудно, вторым планом. На мой взгляд, то, что в 1947 году произошло с текстом, не без участия властей, нанесло пьесе вред. Например, исчез персонаж, которого играет Александр Пахомов, молодой охотник был заменен на партийного руководителя, который научит Таню жить, и так далее.
Но меня, а потом и актеров - чему я очень рад - увлекло в этой истории именно дыхание молодой истории, истории прежде всего о любви, о преодолении сложностей в жизни, о вере несмотря ни на что, ни на какие обстоятельства - вере в любовь, надежде на нее. И мы очень рады, что вот уже шесть лет, которые идет спектакль, эти чувства находят отклик у вас, у зрителей. И у молодых, и у пожилых!
Что мне больше всего дорого: существует дефицит таких искренне рассказанных историй о любви, о простых и непростых отношениях. Мы в этом убеждаемся по вашей реакции, по вашим глазам. Большое вам спасибо!
Ведущий: О пьесах Арбузова говорят, что это не иллюстрация жизни, а его представление о том, какой жизнь должна быть. Поэтому у меня вопрос к режиссеру и артистам: вы играете что-то недостижимое или это история о том, как человек, преодолев себя, может получить тот подарок судьбы, которого достоин. Как получила его Таня и как получил его Охотник, который всю жизнь ждал и верил.
Александр Пахомов: Мне кажется, если человек чего-то очень сильно хочет, это должно сбываться. По поводу моего персонажа могу сказать только то, что специально он ничего не делает, и ему в этом смысле проще - если он любит, то любит. Сказать, чтобы он специально искал какой-то любви? Не скажу. Он случайно оказался в этой квартире, увидел эту "птичку" и не то, чтобы влюбился… Мне кажется, у Игната все происходит немного на другом уровне, это даже не любовь, это родство душ.
Бывает ли такое в жизни? Я думаю, что каждый человек, кто хоть раз в жизни любил, знает, что бывает.
Ведущий: И все же, когда я смотрела этот спектакль, всегда говорила себе: это все же сказка…
Дарья Семенова: Ничего себе сказочка. Наверное, все же это не сказка. Да, спектакль так построен, что в конце есть момент притчи, символизма какого-то. Тем не менее, мне кажется, что это абсолютно жизненная история, связанная даже не столько с любовью, сколько с возможностью получения второго шанса. Когда кажется, что судьба тебя настолько непоправимо ударила, что после этого и жить-то не знаешь как, и вот тебе дается второй шанс, шанс, чтобы не просто жить-существовать, а жить полной жизнью - любить, рожать детей. И мне именно это сейчас важно.
Когда мы выпускали этот спектакль, для меня была важна именно любовная линия в этом спектакле, а сейчас мне важнее именно возможность второго шанса, веры в то, что тебе этот шанс обязательно дадут.
Александр Пономарев: Хочу добавить, что для Даши и Нелли это были дебютные роли в театре.
Нелли Уварова: Тут зашла речь о сказке. Я сижу, слушаю и вспоминаю, что в детстве нам всем рассказывали сказки: нас ими учили добру, рассказывали о том, что есть зло, и что его не стоит бояться, что если есть вера в светлое, доброе, можно продолжать шагать по жизни, не отчаиваясь. И все это детям объясняется в форме сказки.
На этой сцене идет множество спектаклей в разных формах. Форма может быть любая. И сказка - замечательная форма для взрослого разговора со взрослыми людьми. И здорово, что от спектакля остается ощущение сказки, ведь по форме он все же не чистая сказка. Смысл ее в том, что надо просто верить.
И пусть у этого спектакля счастливый конец: каждый герой получил, что хотел, пройдя какие-то испытания. Неважно, что будет с этими героями дальше, но в этот момент они получили все, что хотели, потому что верили. Верили и шагали.
Ведущий: После премьеры этого спектакля в 1939 году велись жаркие диспуты и многие критики считали главной героиней пьесы Марию Шаманову: женщину, занимающую руководящую должность, женщину, которая хороша собой. Наталья, а каково Ваше мнение о своей героине?
Наталья Чернявская: Я согласна (смеется). Если серьезно, это, конечно, сильная женщина, имеющая цель в жизни, устремления, женщина - директор прииска, она руководит мужиками… И когда мы создавали образ, я смотрела фотографии 30-х годов, фильмы тех лет - "Девушка с характером", например. Это все понятно, это дань тому времени, но это же очень хорошо, что она имеет какие-то устремления, который сейчас я порой не наблюдаю, к сожалению. У меня есть сын, и я бы очень хотела, чтобы у него была какая-то мечта, как были мечты тогда, как у меня была мечта - поступить в театральный… Иметь мечту - это ведь неплохо.
Потом опять же моя героиня же сопротивлялась чувству, гнала его от себя, но в конце концов пришла к тому, что она - тоже женщина, она нашла свое счастье в любви, в материнстве. И, несмотря на то, что спозаранку она убегает на прииск, возвращается она все равно к мужу и сыну.
Главное, что я вынесла для себя из этого спектакля: для того, чтобы получить в жизни то, что ты хочешь, нужно просто прийти к самому себе. Нужно пройти все эти метания, сомнения, поиски, перестать жить жизнью другого человека, придти к себе, найти себя - тогда ты обретешь то, что ты хотел.
Ведущий: Хотелось бы задать вопрос зрителям: что в этом спектакле, в этой истории для вас важнее всего?
Из зала: Хотела бы сказать большое спасибо актерам. На этот спектакль я пошла из-за Нелли, потому что видела ее в потрясающем спектакле "Правила поведения в современном обществе". Об Арбузове у меня было представление по пьесе "Мой бедный Марат", телеспектакль по которой я смотрела. Я не согласна с тем, что "Таня" - это сказка, по-моему, это жизненная история, которая рассказана театральным языком.
В этом спектакле мне понравилась, конечно же, героиня Нелли, а еще Таня, героиня Дарьи Семеновой. В одной из рецензий было написано, что только главная героиня в этом спектакле живет, а остальные играют в стиле революционного материализма. Но я с этим категорически не согласна. Все играют замечательно, но Дарья на самом деле настолько органично проживала свою роль, так много сил вложила, что огромное ей спасибо, что она еще и к нам сюда пришла.
Из зала: Дарья, я хотела бы задать Вам вопрос. Если бы у Вас в жизни случилась бы такая ситуация, как с Вашей героиней, как бы вы поступили? Простили бы Германа?
Дарья Семенова: Не буду врать, что я бы точно простила. Мы же обычно думаем о себе лучше, чем оказываемся на самом деле. Да, конечно, хотелось бы верить, что я прощу и сама никогда не дам повода, но ситуации в жизни бывают разные. И они оказываются всегда неожиданными: либо много проще, чем себе представлял, либо наоборот - сложнее.
Из зала: Мне было ужасно интересно слушать сегодня. Оказывается, все понимают эту пьесу по-своему. Для меня всегда эта пьеса была о женской самодостаточности, о том, что женщина не должна растворяться в мужчине. И Таня, которая это сделала, была за это наказана. Женщина должна стать полноценной, раскрыться в профессии - без этого она теряет все, теряет себя.
У меня вопрос к Даше: вы наверняка интересовались вашими предшественницами в этой роли. Взяли ли вы что-то от них, или как-то от них оттолкнулись?
Дарья Семенова: Да, интересовалась, но уже потом. Когда мы выпускались, я сознательно ничего не смотрела, не слушала, мне было очень страшно.
Александр Пономарев: Здесь надо добавить, что Даша - выпускница Андрея Гончарова, который прекрасно знал историю постановки режиссера Лобанова, в которой играла Бабанова, знал, что это легенда. Существует такой анекдот, что Лобанов хотел принять актрису в свой театр, спросил, что она хочет играть, она ответила - "Таню", и он ее выгнал. Поэтому я понимаю, о чем говорит Даша. И хочу ее поблагодарить от себя за то, что она осталась сегодня на эту встречу, потому что недавно Даша стала мамой.
Из зала: На этот спектакль я собиралась прийти два года. В театр я хожу не одна - со своими учениками, сейчас они в восьмом классе. Думала еще пару лет подождать, но решила, что поймут. Более того, я привела внучек своих, которым 8, 9 и 11, чтобы они посмотрели на игру Даши.
Я видела, как играла Бабанова эту роль. Видела несколько раз. Сейчас я останавливаюсь, когда слышу ее голос. Поэтому для того, чтобы придти в Молодежный театр смотреть "Таню", мне нужно было настроиться, отрешиться от Марии Ивановны.
И я благодарна. Во-первых, тому, что это первый вариант - мы раньше смотрели больше второй. Играли раньше, конечно, по-другому, и чувства свои показывали по-другому, но в этом же и есть искусство, что каждый играет по-своему.
Из зала: Меня взволновала эта тема, потому что, мне кажется, Арбузов показывает здесь надежду человеку в трудной ситуации. Меня очень зацепили ваши, Дарья, слова о том, что после таких событий не живут. Для меня эта пьеса про рост души. Возможен ли такой рост души в жизни? Мне кажется, что в начале пьесы героиня очень инфантильна, ее душа неразвита. А чтобы пережить такое событие в жизни, нужен какой-то ресурс. Мы видим героиню в 1934-м году - со всей ее склонностью к идеализации, и потом - сразу в 1937-м, когда в ней что-то уже появилось. После этой трагедии героиня не умерла, ей что-то дало силы выжить. И этого кусочка времени между 34-м и 37-м годом нет на сцене. Может быть, Вы в работе над образом думали над этим? Я верю в работу духа, я сама работаю с душевными травмами…
Александр Пономарев: Дело в том, что у Арбузова в пьесе после каждой сцены стоит точная дата. И еще хотелось бы отметить, что актерам всегда интересно долго играть спектакль. Вот, к примеру, Даше, когда она начала играть этот спектакль, было ровно столько же, сколько Тане…
Дарья Семенова: Мне кажется, этого куска в пьесе нет неспроста. Если брать образ первых сцен - это инфантилизм, причем радостный, щенячий, детство по большому счету.
И когда в нашей жизни происходит какое-то событие, которое меняет нас, какие мы находим в себе ресурсы, что нас заставляет перешагивать через какое-то горе, двигаться дальше - в пьесе и в спектакле этого не показано. Когда мы выпускали спектакль, мы решили, что постараемся избежать "мяса" - как она в дождь, в телогрейке едет на этот Дальний Восток. Мы второй акт сделали менее реальным. Сказочным, сном. Потому что если реально говорить о следующем дне после дня смерти ребенка - это совсем другая тема. А если говорить о шансе, о чуде, то нужна форма некоего сна, чтобы увидеть, что все было очень-очень плохо, а потом вдруг раз и "дождик перестал"… И те ресурсы, которые нам даются, как чудо, они не во мне, а вокруг, рядом. Потому что самому человеку из такой ситуации выбраться, мне кажется, очень сложно.
Александр Пономарев: В программке спектакля стоят эпиграфы к каждой части из "Евгения Онегина". Героиню, я думаю, не случайно зовут Татьяной, прямые ассоциации и с героиней "Евгения Онегина", со становлением женской души. Эпиграфами выбраны: перед первым действием - "Итак, она звалась Татьяной", а перед вторым - "И снится чудный сон Татьяне". Это не значит, что все это сказка, сон и такого не бывает. Сны тоже сбываются, сны бывают вещими, в "Евгении Онегине" Татьяне сон приснился тоже не случайно.
Из зала: Мне кажется, что болезнь ребенка с летальным исходом - все же излишне. Для роста души Тане хватило бы того, что она услышала из-за шторки.
Еще хочу сказать, что в пьесе и в спектакле все показано очень верно: так все и было на самом деле - я сама скрипачка, муж мой - геолог, у нас много друзей-врачей… Я смотрела и удивлялась, потому что в советской традиции, конечно, Германа должен был заменить парторг, а не Игнат. Но так мне нравится больше: дети природы обычно обладают очень тонкой душевной организацией. Они с Таней будут счастливы, нарожают много детей.
Александр Пономарев: Я хочу сказать, что вы правы насчет запретных тем. Я как режиссер тоже знаю, что смерть ребенка в сценарии или пьесе - вещь пограничная. Я понимаю, как человек чувствительный может на нее реагировать, сам старался избегать таких тем, но в жизни же такое случается? И никуда от этого не деться.
Из зала: Огромное спасибо Дарье Семеновой за эту работу. Ее героиня мне не показалась инфантильной. Мне кажется, в ней изначально была огромная сила любви. И уже была, несмотря на то, что она была так молода, огромная сила духа - ведь именно она позволила Герману оставаться честным: вспомните, как она уходила купить ему чернила за сколько-то там копеек. Она позволила ему идти своей дорогой.
Спасибо большое всем актерам за этот чудесный спектакль, который не оставляет никого равнодушным. Огромное спасибо режиссеру, и хочется пожелать, чтобы этот спектакль шел еще не один сезон на этой прекрасной сцене.
Из зала: Заслуга театра в том, что он соединил то, что было когда-то, с сегодняшним днем. Заслуга театра в том, что он показал романтику довоенного периода и в значительной мере те безобразия, которые мы можем наблюдать в наши дни. Заслуга театра в том, что человек, который пришел сюда, получил заряд бодрости, потому что увидел, как шло развитие человечности. Заслуга театра в том, что коллектив хороший, режиссер хороший, и вообще вы молодцы!