Три вопроса на засыпку по спектаклю "FSK 16"
03 декабря 2024
Традиция ставить для подростков была возобновлена в РАМТе спектаклем "FSK 16". Одноименная пьеса немецкого драматурга Кристо ШАГОРА в постановке Яны ЛИСОВСКОЙ увидела свет на Маленькой сцене театра.
Две пятнадцатилетние девушки, Кирстен (Александра РОЗОВСКАЯ) и Фиген (Мария ТУРОВА), оказываются в безлюдном кинозале с юношей Стипе (Виктор ПАНЧЕНКО). Другие зрители не появляются, сеанс не начинается. Зато среди пустых кресел кинотеатра разыгрывается иная история, по своему драматизму превосходящая фильм, который наши герои, возможно, собирались посмотреть. История, в которой они будут не зрителями, но участниками. История, которая заставит их повзрослеть и по-новому посмотреть на себя и других людей.
Спектакль имеет необычное название. Незнакомое сочетание букв даже стало предметом изысканий для некоторых ребят из театроведческой секции. "Перед спектаклем думала о названии. Я немецкого языка не знаю. Я попробовала вот этот подстрочник, "Не верь тем, кому нет 16", перевести на английский. И, записав его латиницей, подогнать под эту аббревиатуру. У меня почти получилось! Я подобрала первую букву точно, и то ли вторую, то ли третью. Потом мне уже рассказали, что FSK обозначает возрастной ценз, который пишут в конце фильмов. Ограничение по возрасту зрителей. В Германии очень хорошо работает закон, когда детям до 16 нельзя входить в зал". "А еще FSK - это первые буквы имен Фиген, Стипе, Кирстен".
На занятии разрешалось задать всего три вопроса об этом спектакле. Несмотря на такое ограничение, обсуждение получилось длинным и напряженным. Наиболее интересные фрагменты из него приводим ниже.
- В спектакле на протяжении всего действия прорываются вставки, в которых герои что-то сообщают о своей жизни. И при этом каждый раз нам говорят, что детям до определенного возраста (до 6, до 12 лет) смотреть не разрешается. Что значат эти вставки? Почему приводится именно такое ограничение по возрасту?
- Я себе это так объяснила. У каждого возраста свои проблемы, свои насущные вопросы. И те вопросы, которые волнуют двенадцатилетних детей, нечего обсуждать, скажем, шестилетним. Они маленькие и ничего в жизни не понимают. Рассуждения Фиген о шрамах, что по шрамам можно рассказать историю человека, звучат по-детски восторженно. Это самая первая ступень. Дальше - серьезнее, серьезнее, серьезнее. Получается такой допуск ко вселенским проблемам.
- У меня есть ощущение, что эти вставки - некоторое преддверие того, что вы сейчас увидите. Рассуждения о шрамах - детство. То, как общались герои до этого момента - тоже, как таковое, детство. Потому что они накручивают действие постепенно. Все жестче становятся, все суровее. Каждый раз, отсекая возрастной пласт, они как бы этот возраст проходят. И переходят на более взрослый, более серьезный уровень общения.
- Еще не нужно забывать, что мы из этих вставок узнаем что-то важное о героях. О последовательности "экспериментов" Кирстен, например.
- Есть ли здесь главный герой? И если есть, то кто это?
- Мне кажется, каждый для себя найдет своего главного героя. Тут не поймешь. Для меня лично, Стипе - главный герой. Но это мое субъективное мнение. Я осуждаю девочек, и, поэтому, наверное, мне хочется его назвать главным героем. Я бы никогда так не поступила, как Кирстен и Фиген.
- А есть кто-нибудь, для кого Кирстен - главный герой? Между прочим, это Кирстен всю эту ситуацию создала. Она всеми рулила и дергала за ниточки. Она и на Стипе давила, и на Фиген.
- Она недостойна того, чтобы называть ее главной героиней. Потому что она такое зло совершает!
- А Фиген? Она в итоге раскаялась. Но противостоять Кирстен поначалу не могла. Кирстен было не остановить. А Фиген поняла, что нельзя развивать ситуацию дальше.
- Фиген тоже может быть главной героиней, потому что она прошла очень серьезный путь. У подростков в паре друзей бывает один ведущий, другой - ведомый. Она из ведомых вышла. Вышла из-под давления Кирстен. Это колоссальный шаг. Она тоже достойна быть главной героиней. Почему же тогда мы называем Стипе главным героем?
- Потому что он сильнее их.
- А мне кажется, там вообще нет главного героя. Потому что я не могу выделить, какая из этих трех линий является важнее.
- Я тоже считаю, что главного героя здесь нет. Это три проявления взросления. Да, мальчик немножко старше, умнее, у него есть жизненный опыт. Девочки же одновременно и сильные, и слабые. Нельзя сказать, что Кирстен такой черный манипулятор, что она всех за веревочки дергает. Она что-то придумывает на ходу, что-то пробует. Она не понимает еще сама, что в жизни происходит. Фиген тоже здорово развивается за время действия. И все они на протяжении спектакля взрослеют. Мне кажется, это истории о каждом из них.
- О чем этот спектакль? Режиссер спектакля пишет, что спектакль о любви. Вы там усмотрели любовь? Или это спектакль о сильных ощущениях?
- Ни о том, и ни о другом. Я думаю, спектакль о детской жестокости. Дети друг к другу бывают очень жестокими.
- Люди, может быть?
- Нет, не люди. Мне кажется, с возрастом это проходит. Я сейчас наблюдаю детей, которым лет эдак десять-двенадцать. Они очень жестокие - загрызут просто ни за что! Кого угодно - и взрослее, и своего возраста. Я не говорю, про тех, кто младше.
- Мне попалось интервью Я.Лисовской, в котором она говорит, что в Германии этот спектакль был поставлен с акцентом на брутальность, на жестокость, на издевательство. Немцам, видимо, это близко. В нашей стране режиссер старалась от этого отойти. Она хотела дать спектаклю звучание притчивости. Я думаю, все-таки это получилось. Мне кажется, наш спектакль о любви, о жажде внимания. Кирстен хочется, чтобы ее оценил Стипе. Мальчик, который кажется ей очень хорошим. Он красив, не боится ходить в кино один. В этом отношении он выглядит в ее глазах мужественным, целостным, самодостаточным. В нем есть то, чего не хватает ей самой. Кирстен в него уже за глаза немножечко влюблена. Ей хочется, чтобы он ее увидел, отреагировал как-то на ее действия. Ведь заплакать - очень яркая реакция. Меньшего ей недостаточно. Фиген чувство влюбленности посещает прямо на наших глазах. Поэтому мне кажется, что спектакль о любви, а не об острых ощущениях.
- Мне еще кажется, что о самоутверждении. Девушки видят, что он не боится ходить в кино один - как же это не боится? А Стипе просто идет в кино, потому что ему хочется посмотреть фильм. Один он, не один - ему все равно. Ему и в голову не приходит об этом задуматься. А девочкам это не понятно. Им важно быть в группе. Индивидуализм Стипе воспринимается ими как смелость, как превосходство над ними. Поэтому они решают вступить с ним в такое «соревнование» - кто кого пересилит? Что возьмет верх - спокойствие Стипе или эмоциональность девушек.
На самом деле, спектакль получился очень любопытным. В нем много моментов, к которым мы не совсем привыкли. Мы давно не видели постановки или фильма, откровенно рассказывающих о жизни подростков. Кроме этого, нам не близка европейская манера гармонизировать пространство спектакля, сглаживать в нем конфликты. В русском варианте Стипе должен был бы, наверное, или кинотеатр поджечь, или покончить с собой от потрясения. Интересно было посмотреть и на дебютантов - молодых актеров, для которых этот спектакль стал первой масштабной работой после театрального института. Для режиссера постановка так же стала первой в России. Благодаря всему этому спектакль, безусловно, привносит интересную, свежую струю в репертуар театра.