Несуразные, но прелестные
На юбилейном фестивале сыграли еще одну чеховскую премьеру - теперь в Молодежном театре. И назвали ее "Чехов-GALA", то есть большой праздничный галоп по Чехову. И спектакль действительно получился шумный, многолюдный, смешной и на удивление легкий, симпатичный, что особенно ценно в нынешний юбилейный год, когда амбициозно-тягостные постановки русского гения уже не дают дышать.
Алексей БОРОДИН собрал свое обозрение из чеховских одноактовок: "Медведь", "Предложение", "Юбилей", "Свадьба" и закончил его монологом "О вреде табака". Пьесы нарезаны на куски и перемешаны, только начнется одна, и тут на сцену входят другие люди и начинают следующий сюжет, потом третий. Но прежние не уходят, и постепенно вся сцена заполняется шумной публикой, не оставляющей своих дел и то выступающей на первый план, а то уходящей в тень. В программке Бородин написал, что этот спектакль - "гимн человеческой несуразности", именно так и вышло, без сатиры и обличений, а с некоторым даже умилением: всеобщая несуразность и нелепость дурацких ситуаций не отменяют того, что жизнь в целом людей радует.
Особенно хороши тут три знаменитых водевиля - "Медведь", "Предложение" и "Юбилей", живо и весело сыгранные молодыми актерами. Получилось, что все три истории крутятся вокруг прелестных женщин - главных виновниц беспорядка и несуразиц. Наталью Степановну из "Предложения" играет невозможно хорошенькая Дарья СЕМЕНОВА с длинной косой, в якобы рабочем, но очень современно выглядящем льняном наряде, соблазнительно сползающем с одного плеча. Она то восторженна, то полыхает очень ей идущим гневом, и жаль, что Ломов (Александр ДОРОНИН) так занят собой, что этого не замечает. В "Юбилее" сразу две красотки, вносящие беспорядок: жена банкира Шипучина, которую играет Рамиля ИСКАНДЕР, вся в кружевах и духах, очаровательно и невыносимо тарахтящая, актерствующая без остановки и требующая, чтобы все стали ее восхищенными зрителями. А вторая - вот неожиданность! - Мерчуткина, которую Татьяна МАТЮХОВА играет вовсе не бестолковой старухой в солопе, как написано у Чехова, а очаровательной, курносенькой и румяной женщиной, улыбчивой и пользующейся случаем пококетничать. Ну и, конечно, хороша вдовушка Попова из "Медведя", которую играет Мария РЫЩЕНКОВА, - огонь и томность. Илья ИСАЕВ в роли брутального помещика Смирнова, с грозно торчащими усами и шевелюрой дыбом, составляет с ней отличную пару.
В "Свадьбе" тоже есть такая прелестница - акушерку Змеюкину в пунцовом платье играет Нелли УВАРОВА, манящая и страстная. Но, пожалуй, эта пьеса удалась Бородину меньше - он все сделал, чтобы и "Свадьба" стала легкой, необременительной, лжегенерал Ревунов-Караулов (Юльен БАЛМУСОВ) тут оказался не слишком старым человеком, отчего обида, ему нанесенная, выглядела не тяжелее, чем шпильки в сторону Ятя, и вряд ли кто пожалел оскорбленно покинувшего праздник гостя. Да и вообще это мало кто заметил, поскольку застолье продолжалось, и во главе стола вдруг оказался новый герой - Нюхин (Алексей МАСЛОВ) со своей отчаянной лекцией о вреде табака. И почему-то его, в отличие от затурканного лжегенерала, уже никто не гонял.
Финал, надо признать, не слишком удался: и "Свадьба", сведенная к набору смешных несуразностей, выглядела бледно, и драматический тон монолога Нюхина выглядел в этой постановке неуместно, как будто режиссер ввел его лишь потому, что ему неловко было завершать юбилейный спектакль чем-то легкомысленным. Впрочем, благодарную публику РАМТа это нисколько не охлаждает - такого восторженного зрительского приема, как у "Чехова-GALA", при том что зал тут многоярусный, огромный, давно не приходилось видеть на московских премьерах.
И знаете что еще особенно приятно? Изумительно красивая программка, как и вся полиграфия к спектаклю, которую сделал знаменитый книжный художник Андрей Бондаренко с рисунками в том же гравюрном духе, в каком он делал не так давно плакаты и все бумажное оформление к спектаклю "Берег утопии". Поскольку нынче с театральной полиграфией и особенно плакатами на московских улицах - полная беда, будто всю эту архаику и пошлость рисуют какие-то самоделкины в недрах столичных театров, то работы хорошего художника сразу заметны, как нечто уникальное. И хорошо, что зрители, привлеченные его плакатом, не разочаруются.
Дина Годер
"Время новостей"