Русское игристое
После спектакля один из участников признался мне: "Вы даже не представляете, как трудно это играть, не вставив от себя ни единого словечка". Что там словечка, ни единого междометия не позволил Алексей БОРОДИН привнести в канонический текст чеховских шуток. Он им наслаждается, не пропуская ни одной фразы. И это на фоне спектаклей, где классика переписывали вдоль и поперек. Не поступившись буквой, режиссер поступил куда круче своих коллег. Он создал... совсем новую пьесу, которой нет у автора. Да-да. Перед нами вовсе не последовательное механическое соединение под общей шапкой знаменитых водевилей - "Медведь", "Юбилей", "Свадьба", "Предложение", а также сцены-монолога "О вреде табака". Водевили пронизывают друг друга, соединившись в некий единый сюжет. Эффект оказался совершенно неожиданным. Очаровательные, остроумные одноактовки молодого драматурга вдруг задышали всей мощью будущих больших человеческих комедий. Когда все персонажи вдруг оказываются на сцене одновременно, ты ловишь себя на мысли, будто второстепенные герои "Чайки", "Трех сестер", "Вишневого сада" захватили пространство, вырвавшись на первый план. Здесь правят бал коллективные Епиходовы, Яши, Симеоновы-Пищики и, конечно же, многоликая победительная Наташа с Протопоповым. А в другие минуты покажется, что перед нами брехтовская "Мещанская свадьба", и ты в который раз ощутишь, как много предугадал Чехов в истории ХХ столетия. Какими монстрами могут обернуться милые, нелепые обыватели. Сегодня считается хорошим тоном разоблачать прекраснодушие чеховских интеллигентов. Им не прощают ни многословия, ни безделья, ни неумения слышать других. Бородин, очень внятно выразившийся на сей счет в "Береге утопии", новым спектаклем невольно оппонирует апологетам сверхжесткого доктора-диагноста, культивируемого современной сценой. Вам неугодны те, с их культурой "многоуважаемого шкафа", тогда полюбуйтесь на этих...
Впрочем, я чуть-чуть сгустила краски. Спектакль тем и хорош, что лишен сатирических нот. Его герои без вины виноватые, всего лишь недотепы, по крайней мере каждый в отдельности. И эту отдельность нам щедро демонстрируют артисты. Здесь так много блистательных ролей, что представление можно было бы назвать "РАМТ-GALA". Причем соревноваться молодым приходится с великими, которые у всех на памяти по киноверсиям. Они не проигрывают. Ни Рамиля ИСКАНДЕР, ни Дарья СЕМЕНОВА, ни Мария РЫЩЕНКОВА, ни Татьяна МАТЮХОВА, ни их партнеры Илья ИСАЕВ, Александр ДОРОНИН, Алексей МАСЛОВ. Ритм спектакля, почти балетный рисунок мизансцен потребовали от исполнителей безукоризненного чувства ансамбля. И чувства пространства, изящно выстроенного Станиславом БЕНЕДИКТОВЫМ.
В больших пьесах классика, как известно, люди "обедают, только обедают", а в это время тоже известно, что происходит... Другое дело водевиль. Одноименный рассказ Чехов заканчивает так: "Принесли русское шампанское... Гости выпили и разошлись..." Добавим отсебятины: публика опьянена. "Русское шампанское" - абсурд в духе этого спектакля.
Мария Седых
"Итоги"