"
Дни Савелия" - спектакль Марины БРУСНИКИНОЙ, который играют в фойе и дворах РАМТа; с полдюжины локаций и переходов; не засидишься. Непоседливость и в крови главного героя - уличного кота, названного в честь творога "Саввушка"
В основе - роман Григория Служителя, ученика Сергея Женовача и актера Студии театрального искусства. При всей театральной закваске автора, текст выглядит совершенно не подходящим для сцены, однако Марина Брусникина совершает - в очередной раз! - невозможное, превращая прозу в свежий как воздух спектакль-путешествие.
Роман "Дни Савелия" ведет повествование от первого лица - кота Савелия, родившегося на задворках магазина "АБК" в Шелапутинском переулке старого купеческого района Таганки; первое место прописки героя - коробка из-под бананов.
Конечно, разговор этот о нас, гражданах России XXI века; исключительно котовьих проблем и приключений у Савелия не много, почти все можно запросто экстраполировать на человека. Однако же замечательный прием дает простор и для стороннего взгляда - без "звериной серьезности", но со здоровой иронией (в предисловии к книге Евгений Водолазкин упоминает, "не упоминая", остранение по Шкловскому). И для вольных перемещений по Москве: топография города - среди персонажей романа.
Марина Брусникина владеет уникальным даром переводить самые разные тексты, от Некрасова до Некрасовой, на язык театра; но, честно, читая "Дни Савелия" пару лет назад, я никак не мог представить их на сцене. Ладно, смена хозяев, столкновение с абсолютным злом, счастливая и трагическая любовь - то, что переживает Савелий в течение книги - это еще туда-сюда, инсценировки разные бывают.
Но как без фальши, без натяжки перенести в ограниченный стенами и нумерацией мест зал пронизывающее "Дни Савелия" свободное движение, присвоение всего городского пространства, стихийную поступь четырех бодрых лап - "людям не сойти с протоптанной дорожки, ну, а кошки, мяу - это кошки"?
Брусникина отказывается от зала, уводит зрителей на открытый воздух (из-за чего зимой "Дни Савелия" невозможны). Быстрый старт - в главном фойе, дальше - легкая имитация экскурсии по Театральной площади и Большой Дмитровке, мостик между реальностью и магическим театральным приключением, которое начинается в первом дворике, где родился Савелий, и продолжается как путешествие - по театру, жизни и судьбе.
Актерское единение - то, без чего невозможны ансамблевые, перелагающие прозаический монолог на поэтическое многоголосье спектакли Брусникиной. В "Днях Савелия" девять артистов, считаю долгом перечислить восьмерых как в программке, по алфавиту, не выделяя кого-то одного - потому что все блистательны, и у каждого есть по несколько врезающихся в память ролей, и нет весов, которыми можно измерить, кто значительнее - возлюбленная Савелия Грета, спятивший попугай-сквернослов Игги, прибившийся к котам косой пти-брабансон или стаи двуногих, людей, от которых может быть тепло или больно.
Денис БАЛАНДИН, Алексей БЛОХИН, Тарас ЕПИФАНЦЕВ, Вера ЗОТОВА, Антонина ПИСАРЕВА, Мария РЫЩЕНКОВА, Дарья СЕМЕНОВА, Нелли УВАРОВА - лихие, отчаянные, живые; ваша работа в "Днях Савелия" - больше, чем крутой профессионализм; особенный, живой, духовный - коты бы, наверное, посмеялись над такой высокопарностью - вклад в спектакль. И - не думаю, что фантазирую - играть вот так, убирая расстояния между "партером" и персонажами, обращаясь к зрителям напрямую, пусть и посредством неизменного текста, через раз и навсегда созданные образы, веселее, чем в обычном - сцена/зал - формате; и эти интерес, азарт, веселье позволяют не замечать иногда довольно сложные погодные условия.
Актеры-брусникинцы, с которыми "Дни Савелия" смотрел я, натырили где-то основательные зимние тулупы, я же не притронулся даже к любезно предоставленным пледам - зачем? и без них жарко, даже промозглым сентябрьским вечером. Страдаю, полагаю, только рамтовские курильщики: таблички предупреждают, что во время "Дней Савелия" с сигаретами надо выходить за пределы Молодежного.
Про девятого артиста надо все же отдельной строкой: это Виктор ПАНЧЕНКО, актер РАМТа, играющий в спектакле главную роль, Савелия (интернет подсказывает, что это не первый его кот у Брусникиной - был еще в РАМТе пропущенный мной "Кот стыда" по трем девичьим пьесам Таи Сапуриной, Юлии Тупикиной и Ирины Васьковской).
Пластичность и прыгучесть - по умолчанию, с этим бы многие справились; важнее, что Савелий в версии Панченко - разом и наглец, и миляга; победителен и уязвим; изумительно сочетает свойственное даже самым опальным котам высокомерие с беззащитностью. Думаете, Гамлет - роль мечты? Ничего подобного; посмотрите на Савелия.
Еще одно имя, требующее отдельной строки - художник спектакля Ирина КОРИНА. Звезда российского contemporary art сочиняет уникальную вселенную по мотивам уличного хлама, вывесок, биллбордов и интерьеров квартир, скрестивших советский декор с евроремонтом.
Город во всех его ипостасях становится действующим лицом спектакля; ветер и, не исключено, дождь дополняют тотальную инсталляцию Кориной, захватывающую площадки, обычно не предназначенные зрительскому глазу.
А все вместе - Служитель, Брусникина, Корина, Панченко, великолепная восьмерка артистов РАМТа - говорят, в конечном счете, даже не про котов, людей, город и погоду в нашем общем доме, но про время. Как там в книге, где про фото с новорожденным Витюшей, первым приютившим Савелия человеком: "Угол фотографии закрыт чем-то багровым. Это попал в объектив палец фотографа. Внизу выжженными цифрами указана дата съемки. 15.11. 14:38. Но кто стоит за фотоаппаратом, уже никто никогда не вспомнит". Попробуем, вспомним. Для того и спектакль.
Вадим Рутковский // CoolConnections