"Сцена". Проект Марины Багдасарян
В Российском академическом Молодежном театре стартовала новая программа "Молодые режиссеры - детям". Четыре режиссера Мастерской Сергея Женовача поставят здесь четыре сказки. Первая, в постановке Сигрид Стрем РЕЙБО, уже в афише.
В режиссерской задумке Сигрид Стрем РЕЙБО актеры играют не персонажей сказки Редьярда Киплинга, а самих себя, придумывающих на ходу увлекательный театральный рассказ. Перефразировав знаменитую ремарку Альфреда Жарри, можно сказать, что действие происходит в доисторические времена, а значит никогда, а значит сейчас. Случающаяся реальность - главный принцип этого спектакля. Чистое взаимодействие пустого пространства черной комнаты, актеров и зрителей. Из реквизита только лоскутное одеяло, легко преображающееся то в пещеру, то в сено, то в кусок жареного на огне мяса. Из слов, жестов и, главное, не ограниченного ничем воображения, рождается история одомашнивания Диких зверей и окультуривания, если так можно сказать, самого Человека. В эволюции рода человеческого, среди диковинных неандертальцев и австралопитеков режиссера Сигрид Стрем РЕЙБО в первую очередь интересует наивысшая степень развития человека - homo ludens - человек играющий. Повод для игры здесь находится моментально, а иногда его подбрасывают из зала юные зрители, провоцируя актеров на бесконечные импровизации. "А мышки-то нет", - говорят они, указывая на Дикого Кота, пытающегося выслужиться перед Хозяйкой пещеры, тепла и молока. На что актер Алексей МИШАКОВ отвечает легким полувзглядом-полужестом, вовлекая детей в общий сговор: мол, а Вы как думали, конечно, нет никакой мышки, но вы меня не выдавайте. И дети с тихой радостью заговорщиков послушно затихают. Кульминационной игрой спектакля стала затея оппонента Кота - мудрой Женщины. Перед входом в пещеру она каждого заставляет снимать обувь, безапелляционно мотивируя это фразой: "У нас порядок!" Детям эта игра особенно понравилась: каждый нарушитель правила незамедлительно слышал крик: "Сними ботинки!" Атмосфера всеобщего веселья почти все время балансировала на грани срыва спектакля, но актеры умело удерживались в этой точке, не только не позволяя Диким Детям переиграть Диких Животных, но и используя каждую реакцию зала на благо общего дела игры.
Мария Пунина
"Радио России. Культура"