"Каштанка": печальный хэппи-энд в РАМТе

Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает!
М. Танич

Не забывая об эпитете "молодежный" в своем названии, РАМТ выпускает еще один спектакль, рассчитанный, в первую очередь, на юную аудиторию, но не менее (а то и более) интересный и старшему поколению театралов. "Каштанка" Чехова известна всем нам с детства: рассказ входит в школьную программу, множество раз экранизировался, анимировался и трансформировался для сцены. Режиссер Владимир Богатырев предлагает посмотреть на события, описанные Антоном Павловичем, глазами маленькой рыжей собачки с лисьей мордочкой - так, как это некогда сделал сам писатель. И самые обычные вещи и ситуации, пропущенные сквозь восприятие животного, становятся абсолютно неузнаваемыми, удивительными, порой - пугающими, но однозначно притягательными.

Страшный, жестокий, холодный и непонятный мир, в котором Каштанка остается совершенно одна… Вокруг - одни "заказчики", то есть, враги (раз к ним так относился любимый хозяин Лука Александрович, сия истина непреложна). И, вместе с собачкой, полтора часа мы делаем непростой выбор: новое, комфортное и дружелюбное - или же старое, неустроенное и тираническое?

Понятно, что в реальности собака, не задумавшись, рванется к старому, единственному хозяину - такова уж природа ее преданной души. Все метания между Лукой Александровичем и мистером Жоржем - это изобретение режиссеров, стремившихся сделать финал истории острее и ярче. Чехов был неплохим зоопсихологом - в книге Каштанка, сбросив личину звезды цирка Тетки, стремглав бросается на галерку, не оглядываясь, чтобы вернуться к прежней жизни - с уютным верстаком, запахом дыма, руганью и побоями, скудной едой, но главное - с самыми важными для нее людьми.

Владимир Богатырев изобрел свой собственный подход к произведению Чехова: он не очеловечивает Каштанку и прочих четвероногих и пернатых героев и не сохраняет полностью их животную сущность, сплавляя воедино эти две традиционные трактовки. Каштанка в РАМТе - это, несомненно, собака, молодая, любопытная, забавная, мыслящая и реагирующая на происходящее абсолютно по-песьи. И, вместе с тем, Каштанка у Богатырева - это юная женщина, оказавшаяся в сложной жизненной ситуации (постановщик не зря употребляет в интервью термин "абьюз" - здесь он стопроцентно уместен), нашедшая новую жизнь, новую семью - и оказавшаяся в состоянии сложнейшего выбора.

Но действительно: куда увлекательней наблюдать за людьми, такими же, как мы с вами (даже если в рамках постановки они передвигаются на четырех конечностях и лают), нежели за самыми впечатляющими животными. Приобщаться к сути этих героев, видеть в них собственные черты, находить ответы на давно мучающие вопросы - не за этим ли мы ходим в театр?

Каштанка вернулась к абьюзеру - а редко ли подобное случается в действительности? Почему она так поступила? (И напрашивающийся ответ: "Ну, потому что она - собака!" - будет неправильным, ибо к Луке Александровичу потянулась, как мне видится, в первую очередь человеческая часть души РАМТовской Каштанки.) А что бы сделала я? Ушла в прошлую жизнь - или нашла в себе силы остаться в обретенной? И как стать такой цельной и сильной личностью, для которой вопрос выбора даже не стоит - ибо нужно быть там, где тебе хорошо, и с теми, кто тебя любит и ценит, а не третирует и унижает? Как… не быть Каштанкой?

Недлинный, легкий и симпатичный спектакль ставит перед зрителями сложнейшие вопросы (и не стоит следовать стереотипам и полагать, что они нацелены только на прекрасную половину публики - мужчины тоже успешно попадаются в сети абьюзеров). Ну, а если лично вам повезло, и жизнь не сталкивала вас с токсичными личностями - примите мои искренние поздравления и просто посмотрите отличнейшую постановку, окунитесь в чеховскую атмосферу и впечатлитесь работой режиссера и артистов.

Владимир Богатырев то ли погружает нас в игру, то ли приглашает на представление некоего уличного театра, артисты которого, творя пространство чеховского рассказа буквально из подручных средств, перевоплощаются на наших глазах, дабы оживить персонажей "Каштанки" - и главных, и второстепенных, и даже тех, кого увидеть на сцене не ожидаешь абсолютно (например, людскую толпу, которая тут, действительно, отдельный герой повествования - совершенно достоверная, многоголосая, сметающая, и при этом "сыгранная" всего шестерыми актерами).

За плавностью повествования (а также сохранением его "человекопонятности" - ведь основной рассказчик, напоминаю, собака) следит Автор (Сергей Печенкин). И это, без всяких сомнений, именно он - автор и есть, сам Антон Павлович, заглянувший на огонек и решивший лично поведать публике РАМТа историю про Каштанку и тех, кто встретился на ее жизненном пути.

Ужасающи и трогательны одновременно столяр Лука Александрович (Виталий Тимашков) и его сын Федюшка (Илья Барабошкин) - тут, что называется, не они такие, жизнь такая. У хозяев рыжей дворняжки нет любви и доброты в первую очередь к себе - а оттого и ко всему миру. Режиссер абсолютно не пытается обелить этих персонажей, рисуя их в натуралистичной манере - в точности такими, какими подобные личности бывают в реальности. И потому нельзя не посочувствовать Луке и Федюшке, осознавая всю беспросветность их бытия в окружении "заказчиков". Посочувствовать, понять - но не оправдать.

Чудесно "ученое сообщество" - восторженная и добрая свинья Хавронья, с пониманием принимающая необходимость обитать в сарайчике (Людмила Цибульникова), высоко себя ставящий степенный кот Федор Тимофеевич (Иван Канонеров) и отдельная любовь всего зрительного зала - старый гусь-философ Иван Иванович, гоготание которого постановщик "расшифровал" как цитирование самых разнообразных произведений Чехова (Иван Забелин). Снаружи - животные, внутри - люди. И в ком-то из этих персонажей очень легко увидеть себя.

А каков мистер Жорж (Алексей Мишаков) - клоун, приютивший Каштанку и демонстрирующий истинные чудеса гуманизма (напоминаю: на дворе конец 19 века, там подобное было в диковинку), относясь к своим мохнатым и пернатым артистам, как к членам семьи! Смерть гуся для него - не просто потеря одного из звеньев "египетской пирамиды", а настоящая, глубокая трагедия. И уход Каштанки бьет по мистеру Жоржу не меньше - впрочем, кажется, он вполне понимает ее и прощает, не записывая в предатели, но помня о той самой "женской природе", которая, по факту, является общечеловеческой. Финал полностью построен на статичном и молчащем Алексее Мишакове - и это мощнейшая актерская работа. (Знаете, точно неизвестно, кто именно рассказал Чехову историю, которая легла в основу рассказа. И вот тут мне хочется верить, что не лукавил дрессировщик В.Л. Дуров, уверявший, что речь идет о прибившейся к нему собаке, которую он потом отсудил у прежнего хозяина. Вот бы и "нашей" Каштанке такое будущее! А главное - клоуну Жоржу.)

И, безусловно, сама дворняга с мордочкой лисички (Евгения Белобородова) - пожалуй, лучшая Каштанка из всех, виденных мной. Актриса призналась, что у нее самой собаки нет (зато кот имеется) - но я, старая любительница гавкающих тварей, утверждаю: мы наблюдаем глубочайшее погружение в песью психологию! Именно такие они - маленькие, жизнерадостные, беззаветно любящие хозяина, любознательные собачки, вынужденные быть храбрыми в этом огромном мире. И все это - сплетенное с образом юной девушки, пытающейся осознать свое место в мире.

Вот она - сладкая, манящая сцена (пусть здесь и представшая в виде цирковой арены), вот грохот аплодисментов и восторги зала, и вот уже испуганная собачка Каштанка превращается в воспарившую над ахнувшей публикой чеховскую чайку… Кто не мечтал о такой судьбе? Но Каштанка отказывается и от славы, и от семейного счастья (которое она обрела в "ученом сообществе"), услышав зов любимого хозяина и вернувшись назад - в трущобы, к голоду и боли, к унижениям и насмешкам… Здесь бы помог гусь Иван Иваныч с очередной мудростью из наследия Антона Павловича - но, увы, он уже в лучшем мире…

Неожиданно глубокая, смешная и страшная (ох, эти сны Каштанки!) история подана в исключительно лаконичном стиле, идеально соответствующем Маленькой сцене РАМТа. Режиссер делает упор на своих артистов (и он прав - труппа в РАМТе гениальна), а сценография и прочие спецэффекты (художник - Евгений Никоноров, художник по свету - Алексей Крючков), будучи невероятно привлекательными и выразительными в своей простоте, призваны оттенять и, как под микроскопом, фокусировать внимание зрителей на проживании артистами своих героев.

И в финале ты разрываешься: тебя распирает восторг от счастья Каштанки, нашедшей хозяина, и хочется рыдать - от горя, постигшего мистера Жоржа, и от осознания того, что жизнь собачки, увы, радужной не будет. Истинное театральное чувство, возможное только после единичных спектаклей. То, чего и требует сердце настоящего театрала. То, зачем мы раз за разом и посещаем храмы Мельпомены, жаждая насыщения и эмоциональной тренировки души, инсайтов и жизненных уроков.

"Каштанка" - рассказ для детей, говорите вы? Его изучают в начальной школе? Вы правы. Но "Каштанка" в РАМТе - это стопроцентный Чехов, многогранный и многоплановый, повествующий, кажется, об этих забавных животных - а, если вдуматься, о нас с вами. И, пожалуй, людям взрослым, которые исключительно в силу возраста умудрились совершить куда больше ошибок, нежели подразумеваемая целевая аудитория постановки - подростки, премьера сия окажется куда полезнее.

Ведь работу над ошибками куда приятнее делать в зрительном зале, нежели снова и снова наступать на грабли, услужливо разбросанные судьбой. Спасибо Владимиру Богатыреву за этот сеанс психотерапии и напоминание о том, зачем необходимо изживать Каштанку в себе. Какой бы прелестной и очаровательной она не казалась окружающим…

Ирина Петровская-Мишина // Musecube // 02.03.2024

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.