В РАМТе режиссер Владимир Богатырев представил спектакль "Каштанка" по собственной инсценировке. Текст рассказа перемежается с цитатами из других произведений Чехова и даже трагедий Шекспира.
Недружелюбный город, где все равнодушно проходят мимо друг друга, кутаясь в похожие драповые пальто и надвигая шляпы так, чтобы почти не было видно лиц... На такой улице среди незнакомых, или, как она их называет, "заказчиков", оказывается потерявшаяся собачка с "лисьей мордочкой" (Евгения Белобородова). Актриса пластически копирует поведение животного, и при этом ее подход не вызывает ощущения наивного изображения собаки, игры в собаку. Каштанка - главное действующее лицо. Она перехватывает инициативу у автора (Сергей Печенкин) и начинает сама рассказывать свою историю. Жестокий хозяинстоляр (Виталий Тимашков) соперничает в ее сознании с интеллигентным и мягким Незнакомцем (Алексей Мишаков).
В начале спектакля подчеркивается, что первое название рассказа - "В ученом сообществе". Так Каштанка оказывается в компании с меланхоличным гусем-философом (Иван Забелин), скептикомкотом Федором Тимофеевичем (Иван Канонеров), добродушной свиньей Хавроньей (Людмила Цибульникова). Каждый из них в гротескной манере представляет человеческий характер. По ходу развития сюжета актеры переодеваются, меняют образы и будто бы озвучивают литературное произведение, при этом раскрывая, дополняя его, а цитаты и аллюзии на другие чеховские пьесы или даже трагедии Шекспира делают спектакль интертекстуальным, сложным, как головоломка.
Но главным остается психологический конфликт. Это уже не история о собачьей преданности, где первого хозяина, пусть даже жестокого, питомец никогда не променяет ни на кого другого, даже если окажется после холодной мастерской на мягкой подстилке в теплой комнате и станет звездой цирка.
Сюжет все более актуален - это история о травмирующем опыте, как сейчас модно говорить, "токсичных отношениях", когда человек так и не может излечиться, освободиться до конца и все равно возвращается. Почему? Ответить сложно. Порой кажется, что Каштанка скучает по прежней жизни из-за искренней любви, а иногда думается, что это приобретенный комплекс жертвы.
Владимиру Богатыреву присуща тонкая, филигранная работа с текстом. Его спектакли всегда о сложнейших личностных конфликтах, многослойные и многоплановые, и контекст и смысл считываются разной возрастной аудиторией по-своему. Неизменным остается вовлеченность - и если маленьких зрителей тронет жалостливая история о потерявшейся собачке, то взрослые найдут иной смысл в рассказе, где вместо спасения героиня выберет возвращение к прошлому.
Александра Ерошенко // "Вечерняя Москва" // 10.04.2024