Фарфоровый кролик с живым сердцем

Известное изречение: "Для детей надо ставить лучше, чем для взрослых" - нечасто подтверждается на практике, поэтому особенно приятны редкие исключения, которые хочется заносить в "Красную книгу".

"Кролика Эдварда" американской писательницы Кейт Ди Камилло в Российском Молодежном театре под руководством Алексея Бородина я бы без преувеличения поставила в ряд долгожданных театральных премьер, где сам материал и его воплощение заслуживает всяческих похвал, а так же подробного анализа. Во-первых, это мудрый спектакль, предлагающий юным зрителям задуматься над такими непростыми вопросами, как бескорыстие и мужество вопреки злой силе, терпение и умение ждать, помнить и любить даже когда о тебе забыли, или выбросили на помойку.

Режиссер Рузанна МОВСЕСЯН не боится нагружать детскую психику горькими размышлениями о предательстве, корыстолюбии, болезни, смерти. Чудо здесь не подается на блюдечке с голубой каемочкой, его надо заслужить, выстрадать, ибо оценить доброту способен тот, кто, пройдя тернистый путь, сохранил веру в лучшее и с этим живет, дышит, мечтает. Интересная трансформация происходит с фарфором кроликом, подаренным бабушкой-колдуньей Пелегриной в исполнении Татьяны ШАТИЛОВОЙ, внучке на день рождения. Кукла нарядного кролика ростом 165 см. (Ого!), попадая в объятия девочки, становится главным объектом ее обожания и постоянного внимания. К сожалению, эта любовь односторонняя, потому что  кролик Эдвард не способен ее оценить, купаясь в лучах поклонения и превознося себя выше всех.  

Режиссер придумала фарфоровому кролику двойника, точь-в-точь повторяющего все движения и манипуляции куклы, что позволило в дальнейшем создать постепенное превращение равнодушного болванчика с анемичной мордочкой в потерянного человечка, познавшего боль и страдание. Виктор ПАНЧЕНКО играет альтер-эго модели куклы Виктора ПЛАТОНОВА, пытаясь одушевить ее и постоянно оглядываясь на прорицательницу Пелегрину, кожей чувствуя, что именно она готовит ему новые испытания, так как  распоряжается временем, появляясь из огромных часов и "склеивая" отдельные эпизоды в сюжетную линию, согласно притчевому замыслу режиссера.

Принцип отражения, в том числе зеркального, играет в этом спектакле большую роль, например, когда в окне появляется живая копия  кролика, то есть, актер Панченко. В результате фантастического симбиоза реального Эдварда и искусственного возникает метафорическая параллель "человеческого времени" и "кукольного",  а сказочному персонажу предлагается  на выбор: быть куклой в руках кукловода или стать живым, отвечая по высшей шкале ценностей за все свои поступки.  При таком раскладе герои спектакля тоже делятся на две категории: тех, кто готов бескорыстно помогать, приходить на помощь, и тех, у кого вместо сердца механический мотор.

Не собираясь никого поучать, тем не менее, Кейт ДиКамилло  ненавязчиво замечает: все в этой жизни относительно - стабильное существование может в любой момент разрушиться и тогда… И тогда Бог посмотрит: кто сильнее судьба или ты? Несчастья "упакованного" кролика начинаются с падения за борт корабля во время путешествия его заботливой подруги Абилин (Евгения БЕЛОБОРОДОВА) с родителями.  Казалось бы, песенка дорогой игрушки спета, но счастливый случай не дает Эдварду сгинуть на дне морском. Попадая в сети рыбака, а потом и в добрые руки хлопотуньи Нелли в исполнении Татьяны ВЕСЕЛКИНОЙ, принявшей его за девочку, он обретает имя Сюзанны. И все бы ничего, да только беда ходит рядом с удачей. Мир не может обойтись без злыдней, иначе бы мы не распознавали добро. Приехавшая из города дочь выбрасывает подкидыша, как не нужную ветошь на свалку, где он уж точно должен погибнуть под грудами вонючего мусора. И опять стрелка часов космического времени качнулась в сторону добра в образе собаки Люси (замечательная работа актрисы Александры АРОНС), учуявшей среди отбросов фарфорового кролика, которому теперь уготовлена участь вечного странника - вместе с бродягой и четвероногим спасителем. За семь лет скитаний в товарных поездах он научился под стук колес читать карту звездного неба,  посылая сигналы в будущее и незабываемое прошлое.

Пронзительно щемящая и одновременно возвышенная музыка Ивана ВОЛКОВА в ритме торжественного вальса тоже рождается из звездного неба, как будто волшебные звуки космоса опустились на землю и окутали ее обитателей предчувствием невозможного счастья. Ведь любовь всегда связана с болью, когда сердце начинает плакать. Впервые это ощущает кролик, оказавшись у постели смертельно больной Сары-Рут, (вторая поразительно органично сыгранная роль Александры Аронс), Девочка, похожая на белое облако, закутанная в огромное одеяло, скрывающее ее маленькое, высохшее тело, уже готова к полету в вечность. Но на этом приключения кролика и его двойника не заканчиваются, он должен познать вкус хлеба, политый горькими слезами, хотя открытые страницы художественной инсталляции блестящей сценографии Марии УТРОБИНОЙ в виде громадной книги подходят к концу.

Зарабатывая на пропитание своему новому спутнику Брайсу (Сергей ПЕЧЕНКИН) танцами на улицах города, Эдвард попадает в переделку и лишается головы. Ничего страшнее придумать невозможно, но ведь мы смотрим сказку-притчу и поэтому финал не может быть трагическим. Эдвард вновь попадает к хозяину кукольного магазина, возвращающего ему первоначальный блестящий вид, и начинает ждать, когда за ним придет настоящий друг, которого он будет любить. Ждать придется долго, пока не состоится долгожданная встреча дочери Абилин с Эдвардом, помнившей его всегда. Казалось бы, надо радоваться… И все же хочется предостеречь зрителей: история, произошедшая с кроликом Эдвардом может случиться  с человеком, вовремя не понявшим и не ощутившем всем сердцем силу любви, способной совершать чудеса преображения. Браво, РАМТ!

Любовь Лебедина
"Трибуна"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.