Кролик, будь человеком!
Может ли детский спектакль стать событием столь громким, что его будут с жаром обсуждать в социальных сетях (!) взрослые серьезные люди, предпочитающие в иное время спорить исключительно о политике и курсе валют, на худой конец о претендентах на премию "Оскар"? Ответ "нет" напрашивается сам собой. И в девяноста девяти случаях из ста он будет правильным. Но когда речь заходит о новом спектакле "Кролик Эдвард", поставленном режиссером Рузанной МОВСЕСЯН по книге американской писательницы Кейт ДиКамилло, все правила летят в тартарары. Премьера Российского академического молодежного театра (РАМТ), вышедшая под, казалось бы, ни к чему не обязывающим значком "6+", подняла восторженную бурю в первую очередь среди взрослой публики. "Невозможно трогательный", "нежный", "невероятно красивый", "завораживающий" - это, пожалуй, самые сдержанные эпитеты первых зрителей "Кролика Эдварда".
Надо же, как все сошлось: такой простой и вместе с тем бездонный в своей философской глубине сюжет, изобретательный режиссер, готовые к экспериментам артисты и художники, чья поистине космическая фантазия не ведает абсолютно никаких ограничений и преград. Вот этот-то счастливый союз и породил взрыв такой мощной художественной силы, что в финале слез не сдержать никому: ни детям, ни их давно отвыкшим от сантиментов родителям. Не поверите, над историей фарфорового кролика плачут даже мужчины, не стесняясь нахлынувших чувств. Но обо всем по порядку...
На свой седьмой день рождения Абилин (Евгения БЕЛОБОРОДОВА) получила в подарок от бабушки Пелегрины (Татьяна ШАТИЛОВА) дорогую игрушку: фарфоровые лапки, фарфоровая голова, фарфоровое тело и даже фарфоровый нос - вот он, его сиятельство кролик Эдвард, обладатель роскошного гардероба, золотых часов с цепочкой и безграничного самомнения. Абилин любила Эдварда всем сердцем. А Эдвард столь же пылко и самозабвенно любил сам себя. Еще бы! Ведь как можно не любить создание столь утонченное и изысканное, абсолютно совершенное? Целыми днями, пока Абилин была в школе, Эдвард сидел у окна и любовался на свое неповторимое фарфоровое отражение.
Специально для спектакля художники Мария УТРОБИНА и Виктор ПЛАТОНОВ придумали 160-сантиметровую куклу, а мастер-бутафор Вадим ШЕВЦОВ исполнил ее столь виртуозно, что даже из первых рядов зрительного зала сложно разобраться, где спрятан тот хитроумный механизм, что позволяет Эдварду, важно покачивая головой, буквально оживать у нас на глазах.
Помимо бархатных камзолов, крахмальных кружевных манишек и пресловутых золотых часов у кролика Эдварда есть душа. Актер Виктор ПАНЧЕНКО будто родился для этой роли: тонкий, гуттаперчевый, капризный и надменный, таким являет он нам внутренний мир сэра кролика в начале повествования. Но вот размеренная жизнь фарфорового денди подходит к концу. Волею судьбы-злодейки он попадает в бедную хижину рыбаков, затем странствует с бродягами в товарных вагонах, скрашивает последние дни умирающей от чахотки маленькой Сары-Рут, танцует на улицах Мэмфиса с ее братом Брайсом, чтобы в финале, едва не погибнув, очутиться на верхней полке в магазине игрушек кукольного мастера Люциуса Кларка. И чем стремительнее история движется вперед, тем больше оттенков чувств и переживаний отражает душа Эдварда. Он будет менять имена. Из Эдварда превратится в Сюзанну. Из Сюзанны - в Джека. Из Джека - в Бубенчика. Истает прошлогодним снегом его богатый гардероб. Как рукой снимет холодность и высокомерие. Он познает все: растерянность и отчаяние, гнев, скорбь и наконец любовь - единственное, ради чего, как выяснилось, и стоит отправляться в это странное путешествие под названием "жизнь".
Спектакль "Кролик Эдвард", каким его придумали и подарили нам авторы, похож на хитроумную шкатулку с множеством потайных отделений. На первый взгляд роуд-муви - история длинного, полного приключений и опасностей путешествия. Присмотришься - ан нет, это "роман воспитания", лирическая песнь о перерождении души. Зажмуришься, откроешь глаза, а перед тобой уже философская притча о смысле жизни. Разбираться в потаенных пластах смыслов помогают красочные затейливые декорации с секретом. Видеоживопись, гигантские напольные часы, на деле оказывающиеся дверью в иное пространство, кораблик, плывущий над головами зрителей под потолком зала, и еще множество кунстштюков и артефактов, заполняющих сцену, хочется рассматривать без конца, как старинную книжку с картинками, как недра бабушкиного сундука, внезапно обнаруженного на темном чердаке. И в какой-то момент вы почувствуете, как глаза ваши начнут слезиться. То ли оттого, что вы слишком долго и внимательно вглядывались в этот волшебный диковинный мир, то ли по какой-то иной, лишь вам одному ведомой причине...
Правила жизни "Кролика Эдварда":
Сердце бьется мое, разобьется - и вновь оживает. Я обязан пройти через тьму, углубляясь во мрак, без оглядки.
А разве может история кончиться счастливо, если в ней нет любви?
Интересно, почему звезды сияют так ярко? И сияют ли они для кого-нибудь теперь, когда я их не вижу?
Я счастлив, что жив.
Имена тех, кто много значит в твоей жизни, можно повторять и повторять.
Мы всегда в пути, всегда куда-то движемся. Но, в сущности, мы все равно никуда не попадем.
Способность сидеть совершенно неподвижно и внимательно слушать чужие рассказы - это бесценный дар!
Давайте смотреть на звезды. Как увидите падающую звезду, скорее загадывайте желание.
Если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием "жизнь" нет никакого смысла.
Раскрой свое сердце. Кто-то придет. Обязательно. Но сначала ты должен раскрыть свое сердце.
Анна Хрусталева
"Учительская газета"