В РАМТе поселилась "Лысая певица"
В репертуаре Российского Молодежного театра (РАМТ) появилось новое название - "Лысая певица" Эжена Ионеско. Если эти четыре слова вам ни о чем не говорят, то увиденное точно не оставит равнодушным. Хотя может и повергнуть в шок с непривычки. Ведь речь не о буквальной трагичной истории облысевшей исполнительницы с привычными драматическими элементами, а о театре абсурда глазами отца основателя жанра драматурга Эжена Ионеско. Корреспондент "МК" побывал на предпремьерном показе и узнал у молодого режиссера Екатерины ПОЛОВЦЕВОЙ (мастерская Сергея Женовача), в чем секрет осмысленного абсурда.
Одним черным-черным вечером, в одной черной-черной комнате шесть артистов очень по-черному шутили. Звучит, как детская страшилка. Но в РАМТе действительно есть Черная комната для спектаклей малой формы. И вечерами шесть артистов под руководством молодого режиссера будут вовлекать зрителей в осмысленный абсурд.
Еще в далеком 1948 году французский драматург Эжен Ионеско написал первую пьесу "Лысая певица". Легенда гласит, что замысел возник в голове у драматурга, когда тот учил английский язык. Перечитывая предложения, он почувствовал, что не учит язык, а скорее открывает прописные житейские истины. Вроде того, что в неделе семь дней, потолок - наверху, а пол - внизу. Нередко английские учебники используют условных персонажей для диалогов. Ими стали супруги Смит, которые в дальнейшем появились уже в пьесе Ионеско.
Драматурга поразило, как миссис Смит методично сообщает мужу, что у них несколько детей, живут они в окрестностях Лондона, что их фамилия Смит, сам господин Смит - служащий. А еще у них есть служанка Мэри, которая, как и они, англичанка. Этот, казалось бы, обыденный опыт стал основой одной из самых абсурдных, но вовсе не глупых пьес. А название изначально никакого отношение к певице не имело. И звучало просто - "Английский без труда".
- Сейчас мы расскажем вам трагичную историю одной певицы. Она облысела, как вы понимаете из названия. Спектакль длится часов 7… - говорит Екатерина Половцева перед началом.
На самом деле действие идет всего 1,5 часа без антракта. За это время зритель знакомится с двумя супружескими парами Смитами (Алексей Бобров и Анна Ковалева) и Мартинами (Виталий ТИМАШКОВ и Людмила ПИВОВАРОВА), а также служанкой Мэри (Татьяна ШАТИЛОВА) и пожарным (Александр ПАХОМОВ). Пожалуй, на этот логичное построение заканчивается.
В бумажном доме, где то и дело включается телевизор со старыми американскими рекламными роликами, происходит полная неразбериха. Герои обмениваются бессмысленными фразами, улыбаются друг другу, домовито ухаживают друг pа другом как порядочные супруги. А затем резко шагают в альтер-эго, открывая зрителю другую правду о себе - сюрреалистично, неожиданно и очень смешно.
В то же время, супруги Мартины вообще пытаются минут 20 друг с другом познакомиться - флиртуют, заигрывают… Стоп. Они же женаты уйму лет! У них даже общая дочка есть с разными глазами. А что делает пожарный за дверью? И почему служанка то и дело возникает со своим здравомыслием? Что вообще происходит?! Но прямого смысла лучше не искать. Позвольте абсурду проникнуть в ваш разум, и все встанет на свои места.
После спектакля разговариваем с режиссером Екатериной Половцевой.
- Чем вас привлекла эта пьеса?
- Мне захотелось сделать осмысленный абсурд. То есть не странность ради странности, а найти мотив для того, чтобы люди рождали этот странный текст из себя. Ведь это так похоже на нашу жизнь: подслушанные куски телефонных разговоров в маршрутке или диалоги за соседним столиком в кафе, выкрики соседей в разгар семейных ссор, обрывки политических передач по телевизору. И все эти люди живут своей жизнью, у них есть семьи, дети, мечты, цели, разочарования и ожидания. Это не просто картонные странные фигурки. Вот и захотелось придумать людей из этой пьесы, расшифровать их мотивы и постичь структуру их мышления. Что оказалось гораздо труднее, чем при разборе психологических пьес. Но тем и интереснее.
- Почему обсуждать насущные проблемы через абсурд и гротеск лучше, чем традиционным драматическим методом?
- Абсурд дает возможность взглянуть на самые неразрешимые, страшные проблемы под углом фарса, саркастической сатиры и от души посмеяться над тем, что в обычной жизни может причинять сильную душевную боль. Ведь ситуация в пьесе страшная - люди живут вместе, внешне у них все замечательно: дети, уютный дом в хорошем районе, идеально устроенный быт, но при этом полное отсутствие чувств и интереса друг к другу, пустота и ненависть. Нелюбовь. Ионеско доводит до абсурда эту ситуацию. Муж и жена не узнают друг друга и полчаса пытаются познакомиться. Только в процессе диалога выясняют, что у них много общего, в том числе ребенок (с разноцветными глазами). Только тогда они понимают, что женаты. Ионеско удается совершить акт психотерапии. Ведь когда у тебя появляется возможность увидеть смешное в страшном, происходит освобождение, облегчение.
- Так при чем здесь все-таки "Лысая певица"?
- В этом юмор абсурда. Можно долго искать аналогии с происходящим или искать глубокий смысл в тексте, и самое интересное, что найдется несколько вариантов. Название у пьесы появилось случайно - актер оговорился на репетиции, и эта оговорка стала во главе пьесы. Мне хотелось подчеркнуть факт того, что случайные вещи часто становятся главными, но по сути ничего не значат.
Иветта Невинная
"Московский комсомолец"