Однажды на съемочной площадке

На Маленькой сцене РАМТа Екатерина Половцева погрузила зрителей в "череду компромиссов" - таков жанр спектак­ля "Мизантроп и я", основанного на пьесе Мольера и театрально-кинематографической реальности.

Половцева вместе с командой артистов не пытается ни поставить "Мизантропа" так, как он написан, ни осовременить его. Среду, где сегодня возможна ситуация условно-дружеских отношений на грани лицемерия, создатели находят не в светском обществе, а в мире искусства, на съемочной площадке. И отчасти в театре: спектакль начинается с выхода из зала будущих героев, остроумной прозаической отсебятины с реальными и мнимыми инсайдами жизни артистов-персонажей и РАМТа. Но названия спектаклей и сериалов, факты биографии участников тоже часть иллюзорного мира. Никто не играет себя, и сложная система ролей объединяет придуманных "актерских агентов" и "гримеров" с не вполне придуманными героями вроде "Макса, актера, играющего Альцеста" (Максим Керин). Зрители наблюдают за нескладным съемочным процессом с бесконечной закадровой бранью режиссера, который здесь именуется исключительно Всевышним, закулисьем и постоянными переходами артистов к мольеровскому тексту именно как к тексту роли. Иногда их герои из фильма по "Мизантропу" как бы завладевают ими, иногда они совпадают, иногда реплики на бумажках кажутся хорошим способом выйти из ситуации… Это взаимодействие-балансирование - самое интересное в спектакле. Хотя в нем есть и "вкусное" погружение в творческую рутину, и серьезная, остросовременная рефлексия на тему тех самых компромиссов, которые исследуют создатели спектакля в мире вокруг и в самих себе. И без пафоса создаваемая красивая картинка, которая легко соединяется с современной музыкой: даже "песенка простая", которую предпочитает Альцест, - композиция OQJAV. А "Мизантроп и я" напишет на доске многофункциональный низший персонал, говорящий репликами из "Чайки" (и названный в программке Треплевым), в исполнении Антона Савватимова. Кто тут талантливее всех, не проверишь и не узнаешь. Но, поломав и покалечив свои, не мольеровские, судьбы, герои спектакля поздравят друг друга с окончанием съемок, пере­оденутся и разойдутся. Без поклонов.

Елена Алдашева // Театральная афиша столицы // 31.01.2024

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.