"Мой внук Вениамин": про евреев и любовь
Житейскую историю о женщинах, которые любят слишком сильно, поставила в РАМТе Нина ДВОРЖЕЦКАЯ. Под ее началом заслуженные артистки Наталья РЯЗАНОВА и Наталья ПЛАТОНОВА сыграли двух сестер-евреек, по-разному понимающих, что такое материнская любовь. Одна (Эсфирь Львовна) держит ее как знамя и не дает любимому чаду жить своей жизнью. Вторая (Елизавета Яковлевна) страдает молча, но "дитю" не перечит.
Режиссерский дебют известной актрисы РАМТа вполне можно назвать удачным. Конечно, постановка простенькая, не отягощенная суровыми концептами или зрелищной сценографией. Зато здесь все до слез трогательно. И оправдано пронзительной интонацией, которая свойственна пьесам Людмилы Улицкой. Вслед за писательницей Дворжецкая приглашает зрителя вместе с ней заглянуть в дом, главный достаток которого - любовь. Пожилая портниха-еврейка Эсфирь Львовна, безусловно, центральная героиня, она руководит сыном, сестрой, потенциальной "невесткой". Как это часто с такими "персонажами", ее любовь равноценна ее деспотизму. Она находит великовозрастному сынку "настоящую еврейскую девочку" из Бобруйска, женит его и никак не может взять в толк, что будущего у союза нет. "Сынуля" безнадежно влюблен и счастлив с другой. В финале условная справедливость торжествует, и Эсфирь Львовна находит семью в лице несостоявшейся невестки и ее нового жениха.
Материал, который взят за основу этого спектакля - гарантия того, что зрителю приготовили театральный хит. Мелодрама высшей пробы - со слезами, смехом и улыбкой всепрощения. Подвести могла бы только актерская игра. Но не подвела - артисты мастерски работают в жанре трагикомедии, ни разу не перебарщивая со словечком "таки" и "шо". В итоге тема любви, которая, к слову, могла бы прозвучать слишком назойливо и фальшиво, раскрыта. При чем любви не только родительской, но и любви всечеловеческой. Так, Елизавета Яковлевна оплакивает чужого умершего ребенка в роддоме, где она работает, а Эсфирь Львовна любит невестку, как родную дочь, даже узнав о том, что в ней "нет ни капли еврейской крови".
Отдельно стоит сказать об удачной сценографии, делающей этот спектакль уютным. Стол, чашки-ложки, часы, комод, салфетки... Все небольшое камерное пространство Черной комнаты РАМТ в буквальном смысле кажется обжитым, семейным. И оно не отвлекает внимания от героев этой истории. От их жизни: радостей, печалей и надежд на счастье.
PS
Премьерный спектакль в Черной комнате посмотрела автор пьесы Людмила Евгеньевна Улицкая. После она встретилась с Алексеем Бородиным и создателями спектакля и поделилась впечатлением: "Мне очень понравился этот спектакль. Все получилось! Какие хорошие люди собираются в зале, и смеются, и плачут. Отношения в спектакле простроены, проработаны от первого до последнего слова, они нигде не прерываются, „нитки все завязаны“, никто не сам по себе, родные все. Все элегантнейше обставлено, это такая редкость сейчас - старомодный театр! Я очень рада, а у меня не так часто бывают драматургические радости. С большим удовольствием буду приглашать на этот спектакль друзей".
Наталья Витвицкая
"Ваш Досуг"