Rock'n'roll
Все знают, что рок-н-ролл - это всего лишь рок-н-ролл, но продолжают преданно и беззаветно его любить. Любит его драматург Том Стоппард, написавший одноименную пьесу. Любят его и в Молодежном театре, поставившем одноименный спектакль. Вот только речь в нем не о музыке. Вернее, далеко не только о ней.
Сюжет, как и всегда у Стоппарда, сложен и многопланен. Здесь и английский профессор коммунист, чья жена, преподающая античную словесность, умирает от рака; и молодой чех, приехавший учиться в Оксфорд, но при первых же известиях о событиях 1968 года, вернувшийся на родину; и дочь профессора-коммуниста, доведшая философию отца до предела и сбежавшая с хиппи; и чех-дессидент, постоянно собирающий подписи в поддержку правого дела и периодически оказывающийся за решеткой; и конечно, Сид Баррет - Великий Пан, промелькнувший в молодости перед глазами дочери профессора-коммуниста, чтобы спустя годы попасть под покровительство ее юной дочери.
События затрагивают десятилетия. Место действия скачет из Англии в Чехию и обратно. Герои обсуждают политические программы, встречаются и расходятся, спорят о литературе и слушают, слушают, слушают виниловые пластинки с заветными записями, мечтая, чтобы хоть когда-нибудь роллинги вышли и на центральный стадион Праги.
Спектакль Молодежного театра сам подобен рок-концерту на стадионе, когда драйв, идущий со сцены, так захлестывает сидящих в зрительном зале, что еще долго после закрытия занавеса не отпускает ощущение всепоглощающего и, казалось бы, ничем не мотивированного счастья.
Много в этой постановки того, что заслуживает отдельного разговора и чуткого внимания. Это и изобретательная сценография Александра ШИШКИНА, которой одной было бы достаточно, чтобы расставить все смысловые акценты спектакля, - визуально воплощенный "железный занавес". Только он не разделяет два мира, а сам этими мирами является - именно в нем, разделенном на этажи и комнатушки (некоторые из них не многим больше собачьей конуры) и обитают жители Западной и Восточной Европы. Это и стильная работа с проекциями, которые в кои-то веки не выглядят модной игрушкой, а работают на общие смыслы. Это и "саундтрек" (от Rolling Stones, Beach Boys и Pink Floyd до легендарных чешских рок-музыкантов из подполья), который надолго после спектакля оседает в избранных плей-листах. Ну и прежде всего, это, безусловно, актеры.
Как-то незаметно для театральной Москвы вдруг стало очевидно, что труппа РАМТа - одна из сильнейших в городе. И "Рок-н-ролл" доказывает это с полнейшей убедительностью. Кажется, нет ни одной партии в этом театральном произведении, которая вступила бы в диссонанс с общим звучанием. Виртуозность исполнения отдельных ролей, изящество в проведении сложнейших для восприятия сегодняшнего зрителя сцен покоряют и заставляют (совсем как заядлых меломанов) возвращаться на спектакль не один раз. Порой даже кажется, что актеры Молодежного театра заставят театральную Москву вновь вспомнить те времена, когда "ходили на актеров". Не на звезд кино и телеэкранов, а именно на театральных актеров, чтобы отмечать малейшие изменения в нюансировки их игры.
И среди них (по крайней мере в "Рок-н-ролле") блистала бы Рамиля ИСКАНДЕР. Актриса, сыгравшая в этом спектакле мать (специалиста по античной словесности) и ее выросшую дочь (в юности - хиппи). То, что она творит на огромной сцене, завораживает: порой ей достаточно просто молча стоять или сидеть в уголке, а внимание всего зрительного зала будет сосредоточено только на ней - на каждом движении ее руки или легком повороте головы. Пожалуй, на сегодняшний день во всей Москве трудно отыскать подобную актерскую силу и хрупкость одновременно…
А рок-концерт в Праге все-таки состоится. И финальным аккордом этого концерта, собравшего на стадионе всех героев рассказанной театром истории, и спектакля прозвучит "(I Can't Get No) Satisfaction" роллингов. Прозвучит, чтобы еще раз перед закрытием занавеса напомнить: это всего лишь рок-н-ролл, но как же мы его любим!
Анастасия Иванова / "Вечерняя Москва"
12.04.2012