И пирожки чувствовать умеют

Режиссер Владимир БОГАТЫРЕВ учился у Зиновия Корогодского. Казалось бы, что об этом вспоминать, если речь идет о режиссере, давно и активно работающем, поставившем десятки спектаклей в России и в самой столице, в том числе и в РАМТе. А вот вспомнилось, ибо на этот раз спектакль Богатырева наследует учителю по прямой, будто вырос из знаменитейших в свое время затей Корогодского под названием "Наш цирк" или "Наш, только наш". Это были, напомню, спектакли, составленные из блестящих этюдов-наблюдений, где актеры на глазах у зрителя одушевляли прозаические предметы быта, очеловечивали животных, превращали в блистательную игру самые обыденные жизненные ситуации.

"Сказки на всякий случай" - пьеса Евгения Клюева, современного прозаика и поэта, живущего ныне в Дании. Отзвуки андерсеновского мира в этих сказках очевидны, впрочем, легко прорастают на российской почве и источают знакомый аромат современной отечественной флоры. Двенадцать микропьесок напоминают одновременно и скетчи, и притчи, и лирические миниатюры. В них и ложь, и намек, и акварельная нежность, и комедийная острота, и постмодернистская ирония, и классическая интеллигентская меланхолия. Всего понемножку, с обязательной, хотя и ненавязчивой моралью. Названия пьесок сами по себе сочетают презренную прозу жизни с невыносимой романтикой, а свободную игру - с философией: "Мечты сбываются" и "Ночной горшок с грустным васильком на боку", "По законам живой природы" и "Пирожок ни с чем", "История с превращениями" и "Ужасно скрипучая дверь". Ну и актеры РАМТа (в подавляющем большинстве - совсем молодые) сыграют вам и дверь, и горшок, и мечты, и облака, и китайскую вазу, и метлу - короче, все, что душе угодно.

Этот удивительный спектакль, идущий на маленькой сцене, "пьется", как легкое шампанское. Детям - без алкогольной составляющей, то есть без печальных философских подоплек, содержащихся в каждом сюжете, а взрослым - с легкой дозой подспудных смыслов. Одним словом, перед нами чудесный образчик слегка позабытого театра для детей и взрослых, где последние не отбывают в зале скучную повинность по надзору за своими отпрысками, а получают полноценное эстетическое удовольствие.

Дело происходит на "чердаке" старого дома, куда художник Лилия БАИШЕВА отправила разномастный скарб, вышедший из употребления. Понятное дело, что именно в таких местах разгуливается воображение и хочется играть. В приеме нет никакой диковины, важно, однако, каково качество игры. В ней-то все и дело, в остроумном сочетании "правильного" психологического театра со свободной, почти что хулиганской энергией "проживания". Актеры на полном серьезе "проживают" судьбы аквариумной рыбки и слона, ночного горшка и пирожка с вареньем, громоздкого письменного стола и хрустальных рюмок, рассохшейся двери и чайного пакетика. В железобетонной рецензии академического образца могло бы быть написано: "Артист Алексей МИШАКОВ в образе слона убедительно играет историю обретения чувства собственного достоинства"... "в роли Пирожка ни с чем артист Тарас ЕПИФАНЦЕВ заявляет тему борьбы за собственное "я"... "драму одиночества проникновенно воплощает в образе Лопнувшего мячика артист Сергей ПЕЧЕНКИН" и так далее, и тому подобное. Самое же интересное, что так оно и есть на самом деле, и в этом - особая изюминка спектакля В.Богатырева. Взявшись играть поучительные истории обыденных вещей, а также высоких материй типа "времени", "надежды" или "мечты", актеры купаются не только в остроумных пластических наблюдениях, но и в точнейших психологических мотивировках. Что создает замечательный комический эффект и одновременно настраивает на печально-философский лад.

Старый анекдот о незавидной участи тюзовского актера, всю жизнь создающего светлые образы лесных грибов или садовых роз, превращается в "Сказках" в свою полную противоположность. Достаточно посмотреть, как виртуозно работает, например, Татьяна ВЕСЕЛКИНА в роли, скажем, Божьей коровки или Оксана САНЬКОВА в роли Новой метлы, Вера ЗОТОВА в образе Ватрушки с творогом или Виталий ТИМАШКОВ в роли Старого льва, как классно выстроены "партитуры" этих ролей и сколько искреннего удовольствия получают от них сами исполнители.

Родом из этюдов, спектакль Богатырева эту этюдность успешно преодолевает. Действие закольцовано музыкальной лейттемой (композитор Реваз ЧИРИНАШВИЛИ), положенной на стихи самого Клюева, и это - маленький "театр в театре", либо - домашний театрик, неизменно возникающий в талантливом воображении любых детей и их родителей, не утративших вкус к игре. После этих сказок возникает желание залезть на собственные антресоли, тщательно инвентаризировать их содержимое и обнаружить в нем потенциал для игр разума и сердца. Право, не выключить ли хотя бы на один вечер опостылевший "ящик" и не предаться ли здоровому образу жизни?

Наталия Каминская
"Культура"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.