Неслучайные сказки
До середины декабря в театральном центре "На Страстном" проходит фестиваль "Открытая сцена", одноименный программе столичного Комитета по культуре, которая поощряет так называемые инновационные проекты. В основном это - спектакли молодых и неприкаянных режиссеров, часто - дебютные работы. Среди них - саунд-драма Владимира Панкова "Переход", тинейджерская драма Юрия Клавдиева "Пойдем, нас ждет машина", опера молодого композитора Романа Львовича "Ревизор. После комедии" и две сказки - "Муми-тролль и комета" Константина Богомолова и "Сказки на всякий случай" в постановке Владимира БОГАТЫРЕВА.
Богатырева никак не назвать дебютантом, он - штатный режиссер Российского Молодежного театра, на Маленькой - вправду, крохотной - сцене которого и поставлен его новый спектакль. Фестиваль предоставил и вправду счастливый случай посмотреть эту работу сразу вчетверо или впятеро больше зрителям, чем это возможно в РАМТе. А посмотреть "Сказки на всякий случай" и вправду стоит, особенно, конечно, если у вас есть возможность захватить с собой одного или парочку детей.
Инновационность "проекта" - в том, что этот спектакль открывает зрителям почти неизвестного в России сказочника, русского, проживающего ныне в Дании Евгения Клюева. "Сказки на всякий случай" - это россыпь коротких историй. Добрых, хотя не всегда со счастливым концом. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про ночной горшок с грустным васильком на боку... Есть, впрочем, и более современные сюжеты - например, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда вроде бы, сказки - и только.
В общем, конечно, так. Сказки. Но только не ерундовые. И спектакль у Богатырева получился камерный, негромкий - в том смысле, что рассчитан на интимное общение с публикой, впечатление такое, как будто актеры обращаются к каждому зрителю в отдельности.
Жизнь в Дании, можно предположить, наложила свой отпечаток на авторскую интонацию: в коротких историях, где, скажем, новая метла берет на себя смелость по переименованию слона или верблюда, а слон тем не менее выдерживает прессинг, поскольку, что бы ни случилось, он навсегда, по рождению, - слон в полном смысле слова, а в другой истории светлая мечта решается сбыться, хоть это и грозит ей гибелью, а в третьей дедушка улетает однажды навсегда в свои фантазии, в иные миры, - во всех этих кратких, на пять-семь минут историях можно усмотреть влияние Андерсена, но равно и точно - Сент-Экзюпери. Но также можно сказать и то, что каждая сказка на детском языке излагает нечто более основательное - вроде "Опытов" Мишеля Монтеня. "Кто вы такой?" - "Теперь я, возможно, никто, а раньше был полосатый мячик"... Порой складывается ощущение, что автор просто подслушал какие-то детские разговоры и лишь вставил их в свою сказочную раму. Так хороши они и так первозданны, замечательны в своем простодушии.
Надо сказать еще о замечательной фантазии, с которой актеры играют эти подчас чрезвычайно затейливо - хотя и в сугубой простоте - выстроенные сюжеты: скажем, лопнувший мячик (Алексей МИШАКОВ) выходит на сцену в рубашке, в которой один рукав съехал с плеча, и голос у него - сорванный (с чем соглашаешься мгновенно: каким же еще может быть голос у лопнувшего мячика!). И сразу включаешься в игру, видя, с каким увлечением серьезная актриса Ульяна УРВАНЦЕВА принимается изображать серебряную кастрюлю или теннисную ракетку. Вообще, хочется назвать их всех - Веру ЗОТОВУ, Татьяну МАТЮХОВУ, Тараса ЕПИФАНЦЕВА... Видно, что им самим в удовольствие эта нескучная игра в детство, в котором они сами, студенты ГИТИСа, изображали разнообразных животных и всяческие предметы.
Григорий Заславский
"Независимая газета"