Страдания немолодого Веника
В Молодежном театре открыли писателя Евгения Клюева. Хотя за последние годы вышло несколько его сочинений - "Книга теней", "Между двух стульев", "Странноведение", "Сказки на всякий случай", "Ужасно скрипучая дверь и другие люди", до сих пор этот замечательный прозаик, поэт, переводчик и, как он сам себя называет, "изучатель" абсурдизма известен был лишь в узких кругах. Может, все дело в том, что собственным "промоушном" Клюев не занимается, вот уже десять лет живет в Дании и неспешно пишет остроумные, полные лингвистических игр и каламбуров книжки для детей и взрослых, придумывая к ним чудесные иллюстрации. С другой стороны, скажите на милость, где, как не на родине Андерсена, и может жить сегодня настоящий сказочник? Ведь если повезет (а писателю явно везет), приметишь на старинной улице печальный профиль долговязого Ханса Кристиана или услышишь беседу двух затейливых вывесок под вздохи старого уличного фонаря. Клюев, как и его великий предшественник, не чужд такого рода философского лиризма, наивной и мудрой мистификации, только она у него слегка ироничная, чуть отстраненная, словно заранее приготовившаяся к неласковой встрече с нашими не в меру прозаическими временами.
Эти особенности авторской манеры точно приметил режиссер РАМТа Владимир БОГАТЫРЕВ. Он не стал делать амбициозный проект, а собрал под самой крышей на Маленькой сцене "маленькую такую компанию" из молодых актеров и художника Лилии БАИШЕВОЙ. И они простейшими средствами создали обаятельный, прозрачный спектакль "Сказки на всякий случай". Получилось что-то вроде волшебного гоголя-моголя, легкого, пенящегося и очень питательного для зрителя. И это несмотря на то, что задача была непростой. Потому что, согласитесь, как сыграть белочку, зайца или на худой конец неприятного Бармалея, знает каждый, а вот представить на сцене "Очень-нервный-венский-стул", или "Слона в полном смысле слова", или уж тем более "Увлекательное путешествие одного чайного пакетика" в чашке - трудновато. Ведь надо почувствовать "душу" персонажа. И тогда можно проникнуться, скажем, переживаниями Веника, артиста в душе, творческие дерзания которого гасит неумолимая жизнь в виде нудной Метлы. Или до конца понять потрясение Лопнувшего Мячика: ведь после того как из него вышел весь воздух (!), только Пуговичка предложила ему настоящую дружбу. А дружба - это когда "друг друга ни для чего не используют!". В общем, вам уже ясно, сказки Клюева, понятные для детей, щемяще иносказательные для взрослых, - о любви, верности, неумолимом времени, что старит (как незаметно, господи!) людей и вещи. И кроме нежной акварели или росчерков какого-нибудь гусиного перышка, здесь и применять-то ничего нельзя. Это хорошо поняли артисты Татьяна МАТЮХОВА, Сергей ПЕЧЕНКИН, Ульяна УРВАНЦЕВА, Тарас ЕПИФАНЦЕВ... И сыграли свои роли с душевным трепетом и изящной веселостью. Ведь конец-то у сказки все равно будет хороший.
Елена Сизенко
"Итоги"