Молодые режиссеры в поединке со старыми текстами
Первый спектакль из пяти предполагаемых пушкинских опусов театра. Здесь к 220-летию "нашего всего" задумали сценический цикл по "Повестям Белкина".
"Смотритель" идет среди зрителей, в узком коридоре перестроенной художником Марией УТРОБИНОЙ сцены; герои живут и действуют на расстоянии вытянутой руки. Читая пушкинскую повесть, режиссер ее явно переакцентирует - он ставит сюжет о невозвращении блудного сына, дает два взгляда на события. Зрителям предстоит выбрать, на чьей они стороне - молодых влюбленных или Самсона Вырина (Олег ЗИМА). Тем более, что и монолог Дуни (Дарья РОЩИНА) о праве детей на самоопределение и развитие (дописать Пушкина "своими словами" - сегодня не шутка) странным образом ставит отца словно бы в положение эгоиста, не желающего дочери лучшей доли.
Дуня в домике смотрителя, уверенно прелестная, трогательно медлящая бежать с гусаром, зашивающая в последний миг рубашку отцу, и Дуня из петербургских хором, "самоопределившаяся", закованная в золоченый панцирь, словно бы два разных существа. Отправляясь ее выручать, Самсон Вырин наденет шлем с перьями и рыцарские доспехи, и каким бы комичным это ни выглядело, его крик "Верните мне мою Дуню!" в лицо лихому гусару Минскому (Константин ЮРЧЕНКО) надрывно безнадежен.
Эпилог, в котором на могилу отца приезжает барыня с малютками барчуками, вроде бы прямо подтверждает трактовку постановщика. Но, несмотря на ряд точных, талантливо проработанных Станкевичем деталей, пушкинский посыл тоньше.
Марина Токарева
"Новая газета"