Что получится, если попытаться объединить русский фольклор и жанр роад-муви, а еще показать эту историю глазами подростка в поисках себя? Получится пьеса, написанная специально для Мастерской детской драмы "10 минус" РАМТ, и спектакль, выросший из одноименного эскиза.
"
Василисса" - первый премьерный на маленькой сцене РАМТ после ее возвращения с ремонта. История девочки Васи, живущей где-то на опушке всего мира с затворниками-родителями и решающей спасти их от ига злого Берендея, в итоге оборачивается историей про взросление и поиск истоков. Благоприобретенный друг волчонок Белояр имеет собственный интерес в судьбе Василиссы, понятийный медведь-Берендей правит по честным пацанским законам, а всяческие чуды-юды, встреченные по дороге, на самом деле обладают трагической судьбой и сильно пострадали от рук человеческих. Это сказка-перевертыш Марии Малухиной, где знакомый с детства мир немного поставлен с ног на голову: волшебные существа и люди после битвы кровавой заключили мир, да договор подписали нерушимый. А кто в итоге хороший, а кто злой - вопрос без ответа.
Зрители реагируют по-разному: дети вовлечены в процесс, а родители порой сидят с недоумевающими лицами. Дама рядом со мной постоянно спрашивала громким шепотом своего внука, что сейчас происходит на сцене и что все это значит. А по факту это просто весело, немного панковски и при этом обладает моралью, которая, по всем законам жанра, обязана быть в пьесе для детей. Это спектакль-сказка, сочиненный из подручных средств и обладающий прелестью условного театра: вот открыли капсулу с красным, а значит герой, ее открывший, ранен и истекает кровью, вот свет отразился в чане с водой, а на самом деле это пруд с русалками. Кстати, сцена пруда с русалками сделана просто шикарно: и свет, и музыка, и экспрессия! Отдельное спасибо авторам за ненафталинный и бойкий саундтрек: здесь и популярная "No roots" Alice Merton, и баллада Леонарда Коэна, и классическая уже "My girl" Nirvana. Наверное, это тоже шокирует старшее поколение, но, кажется, сказкам нового времени иначе и нельзя.
Кажется, что в этом спектакле все занятые артисты отрываются на славу. Дикие хэллуиновские костюмы, черный юмор, порой бертоновский мейк. Артисты могут переодеваться прямо на сцене: и вот из красавца-мужчины в строгом костюме получается странное Лихо, полумужчина-полуженщина, с одним глазом и на красных шпильках. А вот он же разъезжает на детском велосипедике весь в саже, но смотрит так, что даже взрослый испугается. Полуденница, Балибошка, Лихо, Берендей - персонажи достаточно страшных русских сказок - живут все в одном лесу. Именно в этот лес приходит Василисса, именно в нем - перевернутой наоборот Маленькой сцене - находится и зритель.
Короткие 75 минут без антракта и храбрая Василисса получит ответы на свои вопросы, а зритель наконец поймет почему в ее имени присутствует так странно затесавшаяся вторая "с". И крик Васи, ее скрытый дар, зазвучит уже не робко и с опаской, как в начале, а гордо и радостно. "Решай, Василисса, сама!" - самая важная фраза этого спектакля. Не забывайте ее говорить своим детям и быть с ними честными.
Ольга Шишорина // LOCALDRAMAQUEEN