"
Василисса" написана специально для Молодежного в рамках Мастерской детской драмы "10 минус". Это совместный проект РАМТа и Союза театральных деятелей РФ, открытый в марте 2020 года в целях развития репертуара для детей 6-10 лет и привлечения в жанр детской пьесы новых творческих ресурсов.
Пьеса Малухиной вошла в семерку лучших, а поставить ее предложили 32-летнему ученику Олега Кудряшова Филиппу Гуревичу.
"Честно говоря, - признается режиссер, - как ставить эту пьесу, не знал никто. Я тоже, но раз предложили - почему нет? Потом все придумал, и очень счастлив, что мне достался именно этот материал. Пьеса удивительна как с точки зрения тем, так и побуждения к фантазии, а еще ироничность текста, которую я очень люблю и которая очень для меня важна".
Пластов в постановке много: для кого-то это путешествие (или, как обозначил театр - жанр роуд-муви) по суровому пейзажу русского фольклора, кто-то выделяет цепочку взросления и самопознания главной героини, а иные идут и глубже.
Кому-то может показаться странным, что ценз спектакля 12+ (ведь в центре сюжета - девочка-подросток), а Мастерская предполагала 10-. На обсуждении эскиза художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин поддержал тех родителей, что выразили готовность привести на "Василиссу" детишек меньше 12-ти. По его мнению, сегодняшние дети взрослеют раньше, и для 15-летних такой сюжет - дело пройденное. "И хорошо, - сказал Бородин, - что мы ведем туда младших, иначе так и будем сидеть на старом понимании, что такое сегодняшний ребенок. А перед нами мир нового детства".
Итак, мы становимся свидетелями путешествия своего рода девочки-кентавра, которая отправляется во враждебный миру людей лес, чтобы избавить своих родителей от сурового оброка хозяина чащ Берендея.
Могла попасть сразу, потому что вызвавшийся ее сопровождать волколак Белояр дорогу знал отлично. А надо ли сразу, всегда ли простой и короткий путь даст больше плодов? Ведь в дороге и созреешь, и опыта наберешься, и на сущностей разных насмотришься. А Василиссе еще и в себе разобраться надо было. В общем, все не просто так.
А лесной мир то и дело подбрасывал переделки одну диковиннее другой, когда из давно желающей попасть сюда девочки так и полезли недюжинные таинственные умения. А себя наблюдать научишься - к другим терпимее будешь. Где оно добро, а где зло разбираться начнешь, тем более в ком такого микса нет?
"Мне кажется важным, - говорит Филипп Гуревич, - размывать границы назидательности в спектаклях для детей и подростков - "это хорошо / это плохо" и говорить о полутонах, о неоднозначности реального мира. О зле, которое порой неочевидно и привлекательно, и добре, которое бывает неискренним и напоказ. В мире абсолютной нетерпимости, которая делит людей на своих и чужих, Василисса выбирает терпеливое принятие другого. Что если попытаться понять, а не идти в бой? Что если вступить в диалог с непохожим, даже если страшно? Что если чужой не так уж и отличается от тебя самого?"
Вот с себя-то и начинать в оценке - кто я, зачем живу, что за гены во мне, куда зовут? Чтоб разобраться с сотнями подростковых страхов и принять себя, быть может, вовсе не похожего на других.
А когда нет внутренних барьеров, то на все смотришь чистыми глазами. "Ребенок, - рассказывает исполнительница главной роли, актриса Полина Лашкевич, - способен разглядеть то, что не увидит взрослый. Одна девочка, увидев сцену с Лихом, которому прокалывают глаз, сказала, что ей его очень жалко, даже больше, чем остальных, он ведь просто хотел глаз, и почему его выкололи… Так не отнесся к персонажу больше никто, и это удивительно".
Хорошо ведут авторы и по русскости, которая, по словам постановщика, как качели - то бишь перемена оценки человека по щелчку: от вора к святому на 180 градусов. Хотя и среди наших золотосередные, и в пьесе в том числе, тоже встречаются.
Коды при помощи текста и удачных режиссерских решений работают славно, но лишь пока не вступит музыка. Здесь бы не англоязычные треки, а композитора, да поталантливее, чтобы вслед за Глинкой, может, и непривычные для детишек фольклорные мотивы, обрабатывал, аранжировал и помогал взрослым вести ребят по дорожкам самосознания. Ведь все же старшие младших ведут, какими бы скороспелыми они не были. Так собирать себя и работать над собой наверняка сподручнее.
"Василисса" - это хоррор. Как сказала Полина Лашкевич, театр не плюшевый, а острый, очень четкий, театр, в котором интересно существовать. Да, ужаса на сцене нынче много, потому что с избытком спящих.
И все же - "закрой глаза и слушай сердце, а правильные слова сами на ум придут".
Наталья Косякова // "Клаузура"