Горстка тепла посреди морозного мрака

В душе моей поселилась радость, и Лада тоже поселилась, и возникли они там, благодаря режиссеру Марине БРУСНИКИНОЙ и актерам РАМТа. Только в добром и интеллигентном театре мог родиться спектакль "Лада, или Радость" для зрителей открытых и доверчивых, которых уже давно приручил молодежный театр. РАМТ в театральном семейном клубе воспитывает не одно поколение детей, и взрослые ходят с удовольствием. Этой публике не надо напоминать про мобильники и объяснять, как вести себя в театре. И ей можно представлять самые невероятные вещи.

Нелли УВАРОВОЙ, например, совершенно не нужно было пачкать себе кончик носа и рисовать усы, чтобы стать собачкой, Татьяне МАТЮХОВОЙ - необязательно гримироваться старушкой (она из юной легкой травести моментально превращается в бабушку, подвязав по-старушечьи платок), Алексею БЛОХИНУ не нужна повязка на глаз - зрители и так видят в нем то одноглазого "Барсика", то трогательного нелегала Чебурека, и сопереживают происходящему с широко распахнутыми глазами и с детской улыбкой на лице.

Первое прозаическое произведение поэта Тимура Кибирова оказалось столь поэтичным, что его Ладу - "хронику верной и чистой любви" вполне можно считать поэмой. Режиссер Марина Брусникина давно славится в театральных кругах талантливым переводом на сценический язык именно стихов и прозы (а не готовых пьес), так что за первенца Кибирова можно не переживать: текст будет жить да здравствовать во славу автора и во имя добра.

Актеры проговаривают текст быстро и четко, щедро делясь с публикой юмором, мудростью и радостью. Чувствуется, что они (все восемь) и сами испытывают детскую радость, самозабвенно перевоплощаясь во все, что только не пожелают автор с режиссером: в козу и волка, девочку и старушку, тополь и метель, снежную бабу и "чебурека", критика и врача, церковный хор и очередь к деревенскому прилавку. Актеры Александра АРОНС, Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, Владислав ПОГИБА и Виктор ПАНЧЕНКО легко и непринужденно меняют маски, при этом обходясь без оных, воплощаются в свои персонажи лишь с помощью авторских ремарок. Балагур и пьяница Жора (Тарас ЕПИФАНЦЕВ) уморителен незабываемой манерой исполнения народных поговорок и популярных советских песен на все случаи жизни. Нелли Уварова, кажется, впервые в своей артистической карьере дошла до животных и играет, резвясь от души, не заморачиваясь внешним обликом четырехлапой хвостатой, и, тем не менее, ее Лада - именно собака, а не кот, не коза и прочее. И какая собака! Эта малышка - настоящий друг человека, она еще и урок мужества, благородства и доброты всем людям преподносит. А малочисленные жители деревни Колдуны вносят свой вклад в укрепление толерантности, пригрев несчастного узбека (Алексей Блохин), научившего их любить и прощать.

В этой истории спасающих и спасенных много: сначала девочка Лиза спасает собачку, уговорив отца приютить бездомное животное. Потом старушка Егоровна соглашается взять оставленную дачниками Ладу в дом до следующего лета. Затем маленькая дворняжка чуть не лишается жизни, бросаясь защищать хозяйку от волков, а ее саму спасает молодой ветеринар (Виктор Панченко), приехавший по "ложному" вызову на «Скорой помощи». Помимо событий вокруг Лады здесь у каждого персонажа есть собственная история спасения или спасания.

В спектакле много и хорошо поют, то серьезно воспевая блаженство "имущих на зиму валенки и крышу, над головой беззащитною, кота от мышей, от воров собаку", то забавляясь: "…хотя какой уж из Ладки сторож! А коль случится какая надобность, Бутыль самогонки хранится в подполе. Только б о том не проведал Жора, А то греха с ним не оберешься…".

Пространство, в котором радуются, плавают, катаются с горок, валяются в грязи или в снегу обитатели деревни Колдуны, создал художник Николай СИМОНОВ, соорудив на сцене деревянные холмы и пригорки, бросив пару досок для скамейки и качелей и разместив всю деревню вместе со зрителями на большой сцене РАМТа. Тут светло и уютно, все проблемы как-то волшебно решаются, а черная бездонная яма за краем сцены…об этом мы подумаем завтра.

За два часа истории дружбы, любви и преданности маленькой собачки Лады (Нелли Уварова), девочки Лизы (Александра Аронс), старушки Егоровны (Татьяна Матюхова) была перелистана целая энциклопедия деревенской жизни, как она есть, во все времена года, со всеми радостями и горестями, заботами и праздниками, мелкими войнами и справедливым миром. "Посреди морозного мрака - горстка тепла" - лучше поэта и не скажешь про этот спектакль посреди чернухи и общечеловеческой нетерпимости.

Лариса Каневская
Портал "Весь Театр"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.