И кто тот самый судья?
Спектакль, как известно, рождается пронзительным и глубоким, когда режиссер его выстрадал. Весной, на встрече со зрителями в Музее М.Н. Ермоловой Алексей БОРОДИН рассказывал о том, почему ставит "Нюрнберг" по известному киносценарию Эбби Манна. "В последнее время конформизм, к сожалению, стал нормой, - говорил он. - Стерты всяческие границы. И то, что совсем недавно нам казалось неприемлемым, теперь как будто принимается…"
Но впечатления, что Бородин растерян, не было - он четко знал, что надо делать.
В свое время Стэнли Крамер преподнес свой "Нюрнбергский процесс" напрямую, публицистично - казалось, люди посмотрят и все изменится. "А сегодня так не получится, - говорит Алексей Владимирович, - люди могут отстраниться и не воспринять это действо как относящееся к ним непосредственно".
И поэтому на сцене не зал суда, а ресторан, кабаре - как пожелаете! И ни у кого это, похоже, сопротивления не вызывает - жизнь-то нынешняя сплошное шоу, ну, или фарс - кто как назовет.
Великолепные декорации Станислава БЕНЕДИКТОВА - шедевр, а к ним еще потрясающие музыкальные номера, танцы, чудесные костюмы. Да, да - так оно все и происходит - пакость в красивом… И многим нравится, многие так жить согласны. Зачем, казалось бы, задумываться?
Не все так однозначно в этом мире и человек, конечно, может попасть в прокрустово ложе событий того совсем не ожидая, но сердце - сердце всегда стоит перед выбором. "Наша направленность, наша энергия, наш интеллект, наша внутренняя жизнь должны быть готовы к битве, - считает Бородин, - потому что - помните у Достоевского - битва между Богом и дьяволом - она в сердце человека".
Пафосно? Не современно? Не думаю. Современно более чем. И каждый наш день тому подтверждение.
А откуда мысли поставить этот спектакль? Откуда чутье постановщика? Да из того самого раскаленного, зудящего, неуютного воздуха, в котором живем и страдаем. "После трагедии "Участь Электры" театру, казалось бы, нужно было поставить что-то такое, чтобы освободиться и возрадоваться, - продолжает Бородин, - но понимаешь, что возрадуются ныне многие, а вот многие ли задумываются, оглядываясь назад, чтобы увидеть что впереди?"
Вместе с судьей Хейвудом пройдем процесс, четко ощущая то самое лезвие ножа… "Самым сложным было все пропустить через свою нервную систему, - признается исполнитель роли судьи Александр ГРИШИН, - ведь восприятие все равно переходит на восприятие моего героя".
Понятен ли будет спектакль молодым и юным? Конечно. Если выслушаем их впечатления, вместе обсудим, объясним непонятное. А то, что спектакль захватит зрителя - сомнения нет, ведь им живет весь театр.
Параллельно со спектаклем РАМТ вместе с Музеем ВОв, Музеем ГУЛАГа и Еврейским музеем приготовил грандиозный образовательный проект, присоединиться к которому может любой.
Ведь самое время просыпаться.
Наталия Косякова
ProArtInfo