Станислав Бенедиктов

Народный художник России
Лауреат Государственной премии России
Лауреат Премии города Москвы
Лауреат Международной премии им.К.С.Станиславского

биография

О Станиславе Бенедиктовиче как-то написали: "Утверждать, что у Бенедиктова хорошо получаются декорации - попросту смешно". Действительно, то, что он мастер, ясно без слов.

Станислав Бенедиктов окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова по специальности художник-живописец в 1973 году .

С 1973 по 1977 год работал преподавателем Московского художественного училища Памяти 1905 года, где в 1977 году выпустил курс театральных художников. С 1977 по 1984 был главным художником Театра Юного Зрителя им. Н. Островского (г. Киров), где оформил множество спектаклей, в том числе: "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Снежная королева" Е. Шварца и др. За оформление спектакля "20 лет спустя" удостоен Премии ЦК ВЛКСМ Кировской области.

В 1980 году пришел в Российский академический Молодежный театр, с 1985-го по 2022 год являлся главным художником нашего театра.

Академик Российской Академии художеств
Кавалер Ордена Дружбы

Профессор кафедры "Технология художественного оформления спектакля" Школы-студии МХАТ.

В 1985 году Станислав Бенедиктов  награжден Государственной премией России за спектакль "Отверженные", в 2002 году - Орденом Почета, а также Премией города Москвы за оперный спектакль "Сорочинская ярмарка" в Московском камерном музыкальном театре им. Б. Покровского, в 2010-м - Премией города Москвы за трилогию "Берег утопии" в номинации "Произведения для детей и юношества", в 2013-м - Международной премией им. К.С.Станиславского "За вклад в искусство русской сценографии", в 2019-м - Орденом дружбы.

Станислав Бенедиктов ставил спектакли во МХАТе с Олегом Ефремовым ("Уходя оглянись", "Эльдорадо", "Призраки среди нас"), в Малом театре ("Головокружение", "Вызов") и в Большом ("Деревянный принц", "Рыцарь печального образа", "Эскизы"), в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко ("Старший сын", "Отелло"), и в Кремлевском балете ("Наполеон Бонапарт", "Лебединое озеро", "Невский проспект"), в Софийском оперном театре ("Снегурочка"), в Берлинском театре "Фройндшафт" ("Крестики-нолики") и Национальном театре Рейкьявика ("Отцы и дети").

Спектакли, оформленные Станиславом Бенедиктовым занимают ведущее место в афишах театров Новосибирска, Перми, Кирова и других городов России.

Станислав Бенедиктов в совершенстве владел пространством удивительно гармоничной сцены РАМТа. И не только самой сцены. Ее спокойно смогла заменить центральная лестница фойе, на ступенях которой игралась "Береника", и даже зрительный зал, превращающийся то в цветущий вишневый сад ("Вишневый сад"), то во флорентийский замок ("Лоренцаччо").

Станислав Бенедиктов активно участвовал в выставках московских художников, во всероссийских выставках театральных художников и в ежегодных выставках "Итоги сезона". Его картины выставлялись в Большом и Малом Манеже, в посольстве Исландии, в Доме художника на Кузнецком мосту и на Крымском валу, в Доме Актера.

У Тургенева есть слова: "Талант - это подробность", и вот эта любовь к детализации, очень небольшим штрихам и нюансам была присуща Станиславу Бенедиктову. Художник говорил: "Сценическое пространство - полноправное, насыщенное чувством и смыслом действующее лицо спектакля, и каждая декорация должна играть, вместе с действием должна идти по своему пути, деликатно и ненавязчиво втягивать зрителя в процесс творчества".

Ушел из жизни 10 ноября 2022 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Лауреат Театральной премии "МК" в номинации "Лучший художник" в категории "Мэтры" за работу над спектаклем "Леопольдштадт" (2023)

Лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая работа художника" (в соавторстве с Виктором Архиповым и Лилией Баишевой) за работу над спектаклем "Леопольдштадт" (2024)

пресса
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.